Я смотрел на город и мне казалось, что город то же смотрел на меня.
Попробуйте пройтись пешком по центру, но только не по нагламуренному Невскому.
Сверните в сторонку – на Владимирский к собору, по Колокольной улице на Марата, по Марата пешком до Гороховой.. я давно не ходил пешком, неожиданно ловя себя на мысли, что привык искать места для парковки, объезд пробок, кафе с недорогими бизнес-ланчами, отмечать взглядом дорогие машины и объявления SALE на витринах. Внезапно я понял, что смотрю на город другими глазами – глазами человека, который сейчас не думает обо всем этом.
На телефоне не было никаких сообщений, я был предоставлен самому себе. Голод начинал давать о себе знать.. истратив последний полтинник на сосиску в тесте и бутылку воды я начал размышлять над тем, где же найти средства для существования, ибо нахлебничать у добрых студентов мне совершенно не хотелось.
«Только ограбление» - голосом Балаганова вкрадчиво сообщил один внутренний голос. «Нет, нет – только кража» - голосом Паниковского другой; «никогда еще Воробьянинов не протягивал руки – так протянете ноги» - подвел я итог невеселым мыслишкам.
Незаметно для меня самого, с Гороховой я свернул на Садовую и ноги занесли меня на Апраксин - в этот гнойник исторического центра. Созданный, если мне не изменяет память в 1833 году, Апраксин рынок и раньше не славился репутацией, но сейчас..
Если найдется время, загляните туда – эта машина времени мигом перенесет Вас в лихие годы начала 90-х. Неопрятные крикливые люди с гортанными наречиями, товары , напоминающее ассортимент челноков того времени, карманники, грязь, опухшие маргиналы обоих полов, опустившиеся продавщицы, спящие со своими хозяевами..
Закоулки, в которых можно лишиться своих денег не приобретя взамен ничего, лохотроны всех мастей. До сих пор я недоумеваю, как во втором по красоте городе мира (по оценке Юнеско) существует эта грязь.
Бесцельно пошатавшись, я вылез из закоулков рынка возле апраксина переулка, собравшись пройтись в сторону Фонтанки, когда мое внимание привлекла в-общемто типичная для этого места сценка: трое хачей среднего возраста шумно и грубо наезжали, как мне казалось, на русского мужчину. Одетый в типичный модный прикид девяностых – хорошая кожаная куртка, синие слаксы, дорогие кроссовки он выглядел несколько архаично для 2002 года. Внешность его собеседников не так же оставляла никаких надежд на то, что передо мной были члены шахматного клуба им. Чигорина – сломанные уши, массивные ноги и хамоватые повадки выдавали в них экс-борцов, промышляющих мелким криминалом и уличным грабежом коренных обитателей. Несмотря на агрессивное настроение разговора, было видно, что хамство и быдловатось ни сколько не пугают разговаривающего, наоборот, он вел себя как-то насмешливо, да же глумливо по отношению к ним.
Видимо решив компенсировать пробелы в навыках русского языка, один из хачей резко схватил весельчака за рукав куртки развернув его к себе лицом за что тут же и поплатился – свободной рукой собеседник весьма ловко схватил его за лицо и резким движением разорвал ему рот. Завыв от боли, нападавший отпустил рукав куртки, схватившись обеими руками за лицо, с которого обильно текла кровь и тут же получил ногой в коленную чашечку. Не дожидаясь дальнейшего накала страстей, обладатель хорошей реакции сквозанул в мою сторону, видимо направляясь в проходной двор, за ним же кинулись и двое других.
Однако удача порой отворачивается от смелого в самый неподходящий момент – попав ногой в выбоину, он упал на землю и растянулся под карканье преследователей, от которых уже успел оторваться на полтора –два десятка метров. Неожиданно для самого себя я кинулся под ноги первому из нападавших и когда он рухнул на колени, чисто машинально, как учил тренер, пробил ему правый боковой в затылок. Сытая жизнь, алкоголь и сигареты еще не успели окончательно превратить меня в тряпку – нападавший рухнул мордой в асфальт, а кровь из его ушей подсказывала, что ему предстоит еще немало время провести в такой незавидной позе. «Лучший способ оценить ситуацию в драке – отойти на метр назад»- вспомнив проверенную в юности истину я резко отскочил, едва не натолкнувшись на виновника всей этой заварухи. К моему удивлению, он уже вполне уверенно стоял на ногах,и только ссадина на скуле и руке указывали на его падение. В отличие от меня, дыхание его было спокойным и ровным, в правой руке он уверенно держал опасную бритву. Третий джигит решил не демонстрировать чудеса рукопашного боя и выкрикивая гортанные проклятия, потянул с асфальта соплеменника, кидая в нашу сторону опасливые взгляды.
- Спасибо, парень – произнес любитель одежды в стиле ретро, не дал грех на душу взять, и убирал ловким движением бритву в карман. – боксер что ли?
- бывший.
- и бокс бывает пригождается, хотя пользы от него на улице – чуть. А по жизни кто?
- да в общем-то никто, если честно. Нет у меня не денег ни угла, разве что паспорт да я сам. Усы лапы хвост.. хотя да же Матроскин покруче меня – нету у меня ни хвоста, ни усов.
- все в жизни бывает. Пойдем что ли поедим а то на голодный желудок мыслить плохо, однако. Я угощаю как-никак.
Подкрепились мы чебуреками в заведении на Вознесенском, которое похоже переживет все на свете, как и пышечная возле ДЛТ. Мне очень хотелось узнать причину конфликта , но мой собеседник как-то не спешил рассказывать а самому лезть с расспросами мне не особо хотелось.
- Суббота – представился наконец-то мой собеседник.
- Иван – ответил я, на до же, просто как барон.
- Какой еще барон – удивился он, я просто Артем Суббота, вольный человек.
Я вкратце рассказал ему про Барона Субботу – персонажа Вуду, столь популярного в Карибском бассейне..
- да , интересно травишь, сказал Артем. Не знал такого. Не я просто человек вольный.
- в смысле свободный? Так сейчас же не 1860й год, все свободные люди – удивился я.
- вообще-то Ваня, должно тебе понимать, что Свобода и Воля – вещи разные, и особенно хорошо об этом русский язык говорит. Воля для меня – это возможность принимать решения как жить и что делать не считаясь ни с чем и ни с кем. Я живу так, как сам решаю. Вольный человек не связан работой, кредитами и прочей дрянью. Я сам определяю что хорошо, а что плохо, где хочу там и живу и живу так как хочу. Только я не бродяга и тем более не бомж, как ты поди сейчас думаешь, я просто вольный человек, не без образования между прочим, да и с финансами у меня все не так уж плохо. Тебе сколько лет-то?
- тридцать один.
- ну так я немногим тебя старше, мне как раз через две недели сороковник будет.
- можно вопрос?
- ты спрашивай, я может и отвечу?
- а что у Вас
- у тебя, Ваня, у тебя – проще будь
- у тебя за конфликт был с черными
- да не конфликт, так. Отправился я носки себе из собачьей шерсти прикупить – ноги у меня больные , а здесь на апрашке продают как раз хакасской вязки. Тут эти три клоуна хотели у одной женщины кошелек из сумки тиснуть – один работает, двое на отводе. Так это искусство, этому годами учатся . Она в крик – так один из них хотел ее ударить, а я не люблю, когда бьют женщин и детей, вмешался. Так они, мудаки начали наезжать на меня, парить. Сами, походу дела, алфавит втроем не до конца осилили, а гонору. Ну а дальше ты видел. Спасибо тебе, а то пришлось бы бритву в ход пускать а не люблю я душегубства. И не спрашивай меня приходилось мне убивать или нет – любой нормальный человек на такой вопрос подальше тебя отправит. Все закрыли тему.
- а у тебя какие дела?
Я вдруг почувствовал, что эта встреча совсем не случайна.
И как есть выложил всю свою историю начистоту.
Да.. да.. только и произнес Суббота, закуривая. К счастью я не увидел в его глазах того выражения, с которым смотрят на душевнобольного или патологического лгуна.
- знаешь, произнес он, после некоторой паузы, я не такой сиропупый, как может показаться с первого взгляда. И Булгаков и Пелевин и вообще литература мне не чужды.
На наркомана ты не похож, на психа то же.. вот в газетах пишут про то, как людей находят вроде нормальных, только не помнят они ни хрена, ты не их этих?- вроде нет – сам себе ответил он. Все в этой жизни бывает, наверное. Ну и что делать будешь?
- не знаю, честно ответил я , ИГРАТЬ. А там, как получиться..
- знаешь что, хочешь, поживи пока у меня. За постой я с гостя не беру а там разберемся. Ну что, пошли, что ли?
- я не против.
О, да ты хромаешь, заметил он, когда мы спускались с лестницы. Погоди немного. Пройдя сотню метров, я с удивлением обнаружил, что он идет к глазастому Мерседесу не то что бы новому, но вполне и вполне.
??
Да не парься, и не суди по людям по одежке – сам же только что мне рассказывал.. люблю я породистые машины. Ну-ка садись и снимай свои берцы – на ноги посмотрим. Да, ножонки то натер, сразу видно, непривычен ты в такой обуви. А ноги беречь надо и между прочим – хорошо одеваться не грех, если ты конечно не преклоняешься перед шмотьем. Не пялься на меня – мне ТАК нравиться одеваться. С полчаса спустя Суббота завел меня в магазин на Невском со словами – «потрачусь, справим тебе прохоря».
- вот пожалуй, как раз для тебя – протянул он приятные глазу да и на ощупь высокие полуботинки – полукроссовки. Cesare Paciotti – прочел я на подошве надпись разделенную изображением какого-то кинжала. – дорого же?
- ничего, как говориться Cezare Paciotti у модников в почете – только и хмыкнул он в ответ, хорошие вещи не могут быть дешевыми. Меряй давай.
- как по мне.
- ну-ка, обслужи нас милая, сказал Артем, достав из кармана изрядной толщины пачку денег, по-простецки стянутую резинкой.
- смазливая продавщица с видимой радостью пробила нам чек.
- ну чего, поехали в гости, заодно покупку обмоем, или просто посидим - почифирим.
Машина остановилась в глубине одной из Советских улиц.
Я с удивлением обнаружил, что мы уверенно движемся к полуразрушенному дому в лесах.
- не удивляйся, знай и люби свой край, хе-хе.
Мы миновали полуразвалившуюся подворотню, затем зашли в черный подъезд колодца, для вида заколоченного крест-накрест досками.
Осторожно, под ноги гляди, а то обновка не пригодиться – сказал Суббота, сам шагая уверенно.
Затем он ловко открыл окно второго этажа, мы вылезли на крышу флигеля и пройдя по ней через другое окно перелезли на лестницу какого-то подъезда, в котором лестница ведущая вниз была наглухо завалена строительным мусором.
-терпение, терпение, вот мы и дома.. поднявшись на третий этаж, он уверенно позвонил в дверь, причем, к своему удивлению, раздалась трель звонка.
А ты как думал, места надо знать. Дом под реконструкцию идет, а есть здесь и свет и газ и вода. Что же я по-твоему, бичую. Нетушки. А вот и мои кисы – дверь нам открыли две невзрачные и одинаковые на первый взгляд девушки лет восемнадцати-двадцати, одетые без особого шика, но аккуратные и чистые.
- привет кисы, это Иван, поживет он у нас. И вообще , пора бы и за стол.
Квартира внутри ничем не отличалась в общем-то от типичных старых питерских квартир старая мебель, все опрятно и чисто, лишь кое-где у верхушки роскошных пятиметровых потолков отклеились обои и пара пятен протечек.
Мы разместились на просторной кухне с действующей газовой плитой и колонкой водогрея, вокруг старого круглого стола, накрытого простой но чистой скатертью.
- ты не думай чего не попадя, я их у одного упыря на Ириновском отобрал; выставил он девушек на панель, а они только из Гродно приехали.. одно плохо, документов у них вообще нет. Вот живут у меня, хозяйство ведут. Пока никак мне подхода не найти – документы бы им выправить и домой отправить. Нечего им здесь делать – сожрет их город. Ну да ничего, что –нибудь да придумаю.. а потом, глядишь и за свою мечту возьмусь.
- а какая у тебя мечта?
- ну ,ты только не смейся. Довелось мне как-то с одним американцем выпивать, неплохой кстати человек, и вот он мне и брякни, без подъебки , просто между прочем: мол знаешь, в чем у нас разница?
- в чем?
- я, говорит, со своим паспортом могу завтра быть в Каракасе, а ты нет.
Вот с тех пор и мечтаю я в Каракасе очутиться. Знаешь, как Бендер о Рио мечтал, я о Каракасе. И все вроде срастается и с деньги не самая проблема, а все вот никак.
Ну да ладно, давай подумаем, что мы с тобой вдвоем сможем провернуть.
Сам же знаешь «дальше будет сложнее, страшнее и интереснее» - услышал я голос, знакомый мне из телефонного звонка новой жизни.