Выдача зарплаты в конвертах – негативное явление переходной экономики. Принято считать, что государство и наемные работники от этого страдают. Работодатели тоже рискуют не от хорошей жизни: денег не напасешься налоги платить, если все честно показывать в ведомостях. Обсуждают умные люди, как добиться прозрачности в столь важном деле (ослабить налоговый пресс, например). Это, конечно, правильно.
Однако нельзя не учитывать и вот какой момент. Семейные отношения у большинства строятся на принципах, завещанных отцами и дедами. Точнее, тещами и бабками. Один из главных показателей прочности уз и полноты счастья – «чтоб зарплату отдавал». Раньше жены, как правило, до копеечки знали доходы своих супругов, и отдавать приходилось практически всё. Поэтому для мужчины-добытчика заначенный червонец был дороже зарплаты и премии, за которые ему дозволялось только расписаться в ведомости. «Надежные» главы семей несли деньги домой самостоятельно, «ненадежных» поджидали у проходной или прямо у кассы. Чтобы не терять лица перед товарищами, нужно было как-то крутиться. Военные, помнится, придумывали «вычеты за танк», якобы утопленный в болоте на учениях. Гражданские искали «халтурку», «шабашку». Хорошим подспорьем для тех и других были командировки.
Новые времена подарили части трудящихся личную социальную революцию. Мужики почуяли свободу, реальную возможность распоряжаться не жалкими заначками, а существенными суммами. Рухнула система тоталитарного контроля доходов, в значительной степени опиравшаяся на домашнюю финансовую тиранию. Самой свирепой теще самый затюканный зять может на голубом глазу ответить: не знаю, мол, «скоко», как получится. Так что свое право на неподконтрольные доходы мужчины не уступят, даже если работодателю будет все равно, по ведомости платить или в конверте. Никакие призывы подумать о будущей пенсии не помогут. Ведь пенсия – это опять фиксированная сумма для отдачи, опять унизительные заначки. Велика та пенсия будет или не очень, все равно отберут. До нее еще и дожить нужно. Нет, только свобода, только здесь и сейчас.
Далеко не каждый имеет возможность почувствовать себя мужчиной по-кавказски (мужчина – это у кого дэньги есть). Многие остаются втиснутыми в рамки штатных расписаний с «засвеченным» окладом. Но дух свободы пьянит и бюджетников. Нечего удивляться, когда начинают «брать» и учитель-интеллигент, и профессор-бессребреник, и врач-гуманист. Не говоря уже о чиновниках. Ну не может современный солидный мужчина обходиться «представительской» сотней, притыренной от жены.
Бесполезно бороться со взятками, поборами и т.п., просто увеличивая денежное довольствие госслужащим и прочим бедолагам, кто находится под жестким семейным контролем. Нужно, во-первых, строго засекретить их индивидуальные доходы. Во-вторых, обеспечить им право получать зарплату хотя бы двумя частями, для чего как нельзя лучше подходят широко внедряемые банковские карточки. А уж если что-нибудь придумают в пользу самых зашуганных подкаблучников – пенсионеров – их благодарность, в том числе и на выборах, будет весьма ощутимой. Впрочем, пенсионерам поздно рваться на свободу. Так и будем, как герой фильма «Любовь и голуби», вздрагивать от грозного «куда деньги дел?». Очень этот фильм женщины любят. И невесты, и жены, и особенно тещи.
В критической обстановке В.И. Ленин подчеркивал, что успех революции зависит от того, поддержат ли ее женщины России. Естественно, бабоньки поддержали свое освобождение и тотальное закабаление мужиков. Зря они так круто с нами обошлись. Нынешняя революция, мужская по сути, волей-неволей подтачивает женскую гегемонию, матриархат в семьях. Впрочем, это отдельная тема, не только денег касающаяся.