Жуткая вонь. Так, наверное, пахнет на свалке рыбозавода. Или в морге, где месяц назад испортился холодильник. Но не в обычном, в меру грязном маршрутном автобусе. Игорь по привычке прикрыл нос рукой, хотя и знал, что это не поможет. Не в обонянии дело. Это подсознание играет свои шутки, преобразует воспринимаемый сигнал неизвестной природы во вполне привычную форму – в запах.
Какова природа этого сигнала и чем же он его воспринимает – Игорь не знал. Таков его дар – чуять. Чуять неудачников. Стоит в радиусе около пятидесяти метров появиться неудачнику – непереносимая вонь разложения забивает нос. Конечно, душок вокруг витает всегда. Специфика страны. Вся Россия в некотором смысле один огромный неудачник. Но для вони, источаемой настоящим неудачником, даже бетонные стены домов – не преграда. Гнусный запах все равно сообщит Игорю – рядом неудачник. Которого надо убить.
На этот раз неудачником был неприлично толстый мужик, явно под мухой. Игорь учуял его, когда автобус еще только подъезжал к остановке. Стоило толстяку войти, или, скорее, втиснутся в переполненную маршрутку, как душный запах потных тел окончательно потерялся в так хорошо знакомой Игорю приторно-сладкой вони.
***
Иван Петрович Вариков с трудом, но впихнул свое объемное тело в старенький пазик, и без того набитый людьми до отказа. Тесно прижатые друг к другу пассажиры злобно косились на Ивана Петровича, но вслух недовольство не выражали. Вариков на косые взгляды внимания не обращал ровно никакого. За последние пятнадцать лет жизни он так к ним привык, что скорее заметил бы их отсутствие, нежели присутствие.
Но один взгляд Иван Петрович все же заметил – этот взгляд источал холодную ненависть. Взгляд молодого человека, закрывавшего рукой лицо.
Вариков забеспокоился – неужели от него так сильно пахнет? Ведь выпил-то совсем чуть-чуть, каких-то две кружки пива. А если жена учует запах? Она же весь вечер поедом будет есть, запилит насмерть, а потом еще неделю жизни спокойной не даст. Поглощенный невеселыми семейными мыслями, Иван Петрович уже не думал о странном молодом человеке.
Семья Варикова – он сам, жена и теща – проживала в двухкомнатной хрущобной квартире на пятом этаже. С тещей Ивану Петровичу повезло. Она была тихой и безобидной, с утра до вечера смотрела мыльные оперы и никогда ничего не требовала. От тещи была даже некоторая польза – она неплохо готовила, хотя, не желая отрываться от сериалов, делала это довольно редко. Во всем остальном Ивана Петровича преследовали неудачи.
Начало его жизненного пути было довольно неплохим и давало основания надеяться если не на счастье, то на весьма близкое к счастью состояние. Вариков успешно окончил школу, поступил в педагогический университет, женился на симпатичной девушке. После вуза он довольно скоро стал директором школы, и, получив эту почетную должность, стал ждать скорого наступления светлого будущего, обещанного партией всем трудящимся.
На этом все хорошее в жизни Ивана Петровича закончилось. Жена оказалась не только симпатичной девушкой, но и порядочной стервой. Будущее наступило, но оказалось почему-то не светлым, и новые обещания стали раздавать уже другие партии. Зарплату в школе не платили, и Вариков, по настоянию жены покинув любимое учреждение, подался в малый бизнес, где быстро потерял семейные накопления. От всех этих неурядиц Иван Петрович впал в депрессию и быстро набрал чудовищный вес. Кроме того, Вариков любил детей и очень хотел, чтобы в семье появился ребенок, но жена и слышать об этом не хотела, мотивируя отказ отсутствием средств на воспитание.
Наконец, Вариков нашел работу – дворником в банке. Платили там немного, зато стабильно, каждый месяц. Морально такая работа бывшего директора школы, конечно, не устраивала, но выбора у него не было. Птица удачи выскользнула из рук и улетела навсегда.
В автобусе Иван Петрович ехал с работы домой. Водитель включил радио, и из хриплых динамиков, вторя мучительным мыслям Варикова, запел Макаревич:
Подкрадешься - она обманет,
И вот уже навсегда ушла,
И только небо тебя поманит
Синим взмахом ее крыла.
Выдавив себя на остановку сквозь узкие двери маршрутки, Иван Петрович не обратил внимания, что вслед за ним вышел и тот странный парень.
Вариков медленно поднялся по бетонным ступеням на последний пятый этаж, вставил ключ в замочную скважину. Он надеялся, что жены нет дома. Тогда он успеет скрыть запах пива – съест головку чеснока. Ну, а чесночный запах объяснить легко – скажет, что для профилактики, от простуды.
Но дома жена или нет – Вариков так и не узнал. Его трусливые раздумья были прерваны тем самым молодым человеком. Парень большим кухонным ножом перерезал Ивану Петровичу горло. Разрез был аккуратным – от уха до уха.
***
Толстяк упал с громким шлепком и растекся по полу лестничной площадки. Игорь жадно втянул воздух – как всегда, вонь исчезла со смертью неудачника. Теперь можно около суток дышать полной грудью. После каждого акта ликвидации чутье ненадолго покидало Игоря. Возможно, кто-то там, наверху, кто дал ему чутье, может быть, сам ОН награждал таким образом Игоря за уничтожение очередной жалкой твари, отравляющей мир своим неудачным существованием.
Ликвидация прошла гладко – иначе и быть не могло, все движения уже давно доведены до автоматизма. Это раньше, когда дар только пришел к Игорю, было сложнее. Нож в качестве оружия был выбран сразу – он не вызывает особых подозрений, легко доступен, бесшумен. Но убивать одним точным ударом Игорь научил свою руку не сразу, для этого понадобилось много лет, много неудачников.
Игорь, вытерев нож о штаны убитого, обшарил карманы – деньги лишними не бывают, да и на ограбление будет похоже. Бумажника у толстяка, само собой, не было, только пара сотенных бумажек в заднем кармане брюк. Не густо. Неудачник он и есть неудачник.
По пути Игорь купил бутылку водки и дома, в однокомнатной съемной квартире, устроил себе праздник. В конце концов, разве он это не заслужил? Он любит свою работу и хорошо ее выполняет – быстро, четко, красиво. И другой работы себе не представляет. Жаль только, что зарплату никто не платит.
Наутро, проснувшись, первым, что ощутил Игорь, было не похмелье. Первым была вонь. Знакомая, гнусно-сладкая. Значит, чутье вернулось. Но откуда запах? Квартиру Игорь специально подбирал, чтобы среди соседей неудачников не было. Может, к кому-то пришел гость? Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро – так, кажется, говорил мультяшный Вини-Пух. И ошибался. Этот гость поступил совсем не мудро.
Игорь весь день караулил возле дома, но неудачника определить ему не удалось. Игорь ощущал вонь постоянно, как будто неудачник все время рядом – и это было странно. Ведь этот невезучий хмырь хоть иногда, но должен был выходить из зоны действия чутья. Неужели чутье усилилось? Игорь ничего не понимал. Он впервые не смог найти объект ликвидации – это злило и пугало.
На следующее утро запах никуда не делся. Неудачник по-прежнему был рядом. Ну, ничего – сегодня ему не уйти. Игорь скормил музыкальному центру диск «Арии» и отправился в ванную.
***
Вот он – неудачник, совсем близко. Игорь нашел его. Маленькая однокомнатная квартира, мебели почти нет: диван со скомканной постелью, в углу прямо на полу – телевизор, рядом с диваном – музыкальный центр, надрываясь, кричит:
Небо, слабых не милуй,
Всем не под силу бремя свобод...
Из ванной комнаты доносится шум воды, значит – неудачник там. Игорь достал нож.
***
Игорь побрился и, смывая с лица пену, наклонился над раковиной. Рука с ножом перерезала ему горло. Быстро, четко, красиво. От уха до уха.