Борису приснился очень странный сон. В этом сне он уже не был самим собой --- менеджером в магазине игрушек, а превратился в плюшевого медведя, сидящего на полке . Борис во сне очень удивился, но удивления никак не выразил --- плюшевая морда, как ей и положено, выражения не меняла --- Борис стал настоящим плюшевым медведем и утратил способность двигаться самостоятельно. То, что он медведь, Борис во сне понял не сразу --- сначала была озадаченность нелепой своей позой и вполне оправданная паника . Он сидел на полке а мимо ходили люди --- рабочий день был в самом разгаре. Голова Бориса была очень низко наклонена и слегка повернута вправо, отчего во весь рост он мог видеть только детей --- взрослые попадали в поле его зрения только снизу до пояса --- говорящие ноги. Еще было видно не очень чистый пол и левую заднюю лапу неприятного бурого цвета. Его, Бориса, заднюю лапу.
Поняв, что это его лапа, Борис закричал изо всех сил. Конечно, никакого крика слышно не было и Борис, осознав бессмысленность своего занятия, кричать перестал. Сон был очень реальным --- это был самый обычный рабочий день, странным было лишь то, что Борис, обычно с начальственным видом прогуливающийся по залу, очутился вдруг на краю полки, опирающимся на целый ряд других медведей --- Борис видел лишь кончик лапы своего ближайшего соседа. Судя по невозмутимому поведению покупателей, ничем среди прочих медведей Борис не выделялся.
Полка на которой сидел Борис была в дальнем углу зала. Поначалу, лишь заслышав приближающиеся шаги . Борис пытался пошевелиться, как-то указать людям на произошедшее с ним недоразумение, пока одна из покупательниц, в старомодной юбке и остроносых сапогах не остановилась рядом с ним. Взяв за заднюю лапу соседа Бориса, она сняла его с полки и Б орис, лишенный опоры, упал на пол. Он слегка подпрыгнул, ударившись о пол, услышал возглас "Ой1", произнесенный дребезжащим старушечьим фальцетом и проснулся.
Уже светало Борис решил, что засыпать вновь не стоит --- через полчаса опять надо было вставать и идти на работу. "Приснится же ерунда..." --- думал он, направляясь в душ. Однако, даже стоя под обжигающими струями, он не мог отогнать ощущение какой-то плюшевости.
Это привело к тому, что на работе он появился не в самом лучшем расположении духа.
Придя в магазин, Борис, обычно гордившийся своим демократичным стилем общения с подчиненными, без энтузиазма выслушал несмешной анекдот, рассказаный ему продавцом из отдела игр и сухо посоветовал ему идти на свое место. Ему вдруг показалось, что такая фамильярность в отношении к начальству недопустима --- в конце концов, он менеджер, а менеджер не ровня продавцу из отдела игр и продавец должен это понимать -- он, Борис, ведь понимает. Думая об этом, Борис привычно оглядывал тоговый зал, иногда улыбаясь симпатичным мамам, тащивщим за руки румяных детей.
Борис гордился своей работой. Ему нравилось, что магазин такой большой, нравились яркие картинки с покемонами, нравилось то. что он менеджер. хотя еще недавно был простым продавцом.
Он досадливо поморщился, вспомнив дурацкий сон и невольно бросил взгляд в сторону полки с медведями. Недовольно отметил, что медведь, его медведь, один из самых дешевых. Это показалось Борису обидным, а увидев, что симпатичная продавщица Илона прилаживает на грудь крайнему медведю (его медведю) кружок с надписью -- 50%, он решил подойти.
--- Что, скидка?
--- Да их и так никто не купит, где только таких уродцев делают. --- Илона кокетливо ткнула пальчиком в плюшевое туловище. Борис дернулся, как от удара током, медведь же, разумеется, никак не прореагировал на илонин острый ноготок. Подождав, пока Илона отойдет, Борис подошел к полке и стал разглядывать своего медведя. Тот тупо сидел на краю полки и выглядел самым обычным уцененным медведем.
Воровато оглянувшись, Борис слегка присел, приблизил лицо к бурой морде и попытался увидеть зал из медвежьего положения. Результат этого невинного действия оказался очень странным. Картины из сна вновь появились перед ним . Борис отшатнулся , потерял равновесие и неловко сел на пол. Поспешно встал и заметил круглые от удивления глаза Илоны. "Оступился..."--- пробормотал он и развел руками. Настроение было окончательно испорчено. Борис недовольно думал, что Илона, возможно заметила его нелепое кривляние и теперь думает о нем невесть что. В оставшееся до конца рабочего дня время он то и дело посматривал на девушку. Один раз ему показалось, что Илона о чем то шепчется с кассиршей, хихикая и украдкой поглядывая на него. Придя с работы домой, он решил лечь спать пораньше, но засиделся у телевизора и заснул в кресле, не ожидая от ночи никакого подвоха.
Однако во сне, Борис обнаружил себя лежащим на твердом полу лицом вниз. На этот раз удивление от произошедшей с ним метаморфозы было не таким сильным --- Борис сразу вспомнил что он медведь,только что упавший с полки. Сухие пльцы взяли его за шею, подняли вверх и перевернули. Перед глазами Бориса мелькнул потолок магазина, а потом он увидел морщинистое женское лицо с чопорно поджатыми губами. Глаза за толстыми стеклами очков поглядели на бумажный кружок с надписью --50%, криво приколотый к груди Бориса и поджатые губы растянулись в улыбке.Борис не привык видеть лица пожилых покупательниц так близко и хотел зажмурить глаза, но глаза не зажмуривались.
--- Наташенька! --- Старушка крикнула в самое ухо Бориса.
На крик прибежала толстощекая девочка лет шести. Старушка повернула Бориса лицом к девочке. Ее голос приобрел интонации, показавшиеся Борису довольно противными.
--- Смотри какой мишка!
--- Не хочу! --- немедленно ответила девочка.
Старушка потрясла Борисом в воздухе.
--- Ай, какой мишка славный.
--- А я хочу вон того! --- девочка показала пальцем за спину Бориса, на полку с дорогими медведями и фарфоровыми куклами.
--- Ну, Наташенька, у бабушки нет денег.
Борис подумал, что бабушка учит внучку негативному восприятию мира. Ему вдруг очень захотелось быть купленым. Впоследствии он не раз вспоминал это странное желание и даже особо выделял его, как первое побуждение, исходящее одновременно от обоих сторон его личности --- старой, борисовой и новой, плюшево-медвежьей. Его человеческое достоинство было оскорблено перспективой быть уцененным еще на 10%, потом еще на 10% и так далее. Но при этом что-то новое в Борисе, что-то мохнатое и плюшевое, просто тупо надеялось быть купленым.Тогда Борис понял, что игрушки радуются, когда их покупают.
Старушка тем временем уговорила девочку. Для большей убедительности она помахивала Борисом, а Борис, пользуясь этим, спешил как следует оглядеться вокруг, как вдруг услышал голос, показавшийся ему знакомым:
---Чем могу помочь?
---Сколько это будет стоить со скидкой?
И прежде чем голос успел ответил, Борис понял, что это его собственный голос, что каким-то образом он оказался внутри медведя, а внутри его тела оказался кто-то еще и кто
бы это мог быть даже думать не хотелось. От всего происходящего Борис впал в апатию и когда его, наконец, повернули к узурпатору, он лишь подумал, что мерзавец отлично выучил свою роль и даже улыбается той самой улыбкой, которую он, настоящий Борис, долго репетировал перед зеркалом, когда его назначили на должность менеджера.
Но тут Бориса, наконец-то купили и положили в пакет.
Ехать в пакете ему понравилось --- солнечный свет через бумажный стенки казался очень таинственным. Подслушивая разговор своих хозяев, Борис узнал, что его купили толстощекой девочке в подарок на день рождения, что если бы было побольше денег, купили бы медведя подороже, а на него была скидка ("А что такое скидка. бабушка? --- А это, когда в 2 раза дешевле. --- А как это --- в 2 раза дешевле?") и поэтому купили его, Бориса.
Бориса принесли в маленькую квартирку, посадили на стол и наормили овсяной кашей, сильно запачкав ему при этом морду. Перемазаный кашей Борис сидел на столе, а Наташенька строго смотрела на него, подперев ладонями толстые щеки.
--- Ты будешь Винни-Пух! Понял, Пух? Смотри на меня.
Борис при всем желании не мог посмотреть куда-либо еще. Ему было все равно.
Утром Борис опоздал на работу. Ему казалось, что плюшевая апатия из сна преследует его и наяву. Он перепутал какие-то бумаги, забыл вывесить объявление в раздевалке, на сладе уронил 2 коробки с игрушечными железными дорогами. Раздраженный всем этим, накричал на Илону. Илона расплакалась. Хозяин, некстати появившийся в магазине сделал ему выговор. Борис ответил довольно резко. Хозяин зловеще покачал головой и ушел, а Борис поймал себя на мысли, что быть плюшевым медведем, может быть, не так уж и плохо --- по крайней мере, не приходится общаться со всякими идиотами.
Девочка брала Бориса с собой в постель. С точки зрения приличий это никуда не годилось, однако в любом случае Борис ничего не мог поделать. Девочка рассказывала ему на ночь сказки, которые Борис находил довольно глупыми. Однажды Наташенька забыла взять его с собой спать и Борис, забытый в углу комнаты. обнаружил, что в доме водятся мыши. Когда одна из серых тварей стала его обнюхивать, Борис потерял сознание от ужаса.
Придя в себя Борис обнаружил, что мыши погрызли ему плюш на боку. Из раны сыпались опилки. Борис заметно похудел.
Наташенька, увидев худобу своего Пуха (сам Борис находил это имя дурацким) заревела, как пожарная сирена. Бабушка долго успокаивала внучку, но, не преуспев в этом, ушла в спальню и долго там что-то считала шепотом. Иногда Борису казалось , что он слышит звон монет.
У него появились дурные предчуствия.
На работе дела шли все хуже. Борису казалось, что он спит на ходу. Странное состояние отрешенности овладело им и становилось все сильнее с каждым медвежьим сном. Борис понимал, что рано или поздно, он потеряет работу. но думал об этом с полным безразличием.
В одном из снов Борис понял, что его дурные предчуствия сбылись. В комнате появился Другой Медведь, гораздо больше Бориса, умеющий рычать и с батарейкой в спине.Борис понял, что его игра проиграна.
В магазине к Борису подошел хозяин и необычно учтивым тоном уведомил его о том, что он может считать себя уволеным. Своим высказыванием хозяин явно хотел оскорбить Бориса, как бы намекая на то, что от него, хозяина, зависит, кем или чем тот будет себя считать. Хозяин познакомил Бориса с кандидатом на его должность --- румяным здоровяком в отлично сидящем скромном костюме. Подурневший за последнее время Борис не мог не признать, что не выдерживает сравнения.
По дороге домой Борис вдруг решил зайти в церковь и, неожиданно для себя, рассказал о своих снах седому священнику. Тот смотрел с недоверием, однако посоветовал молиться и Борис долго молился перед сном, решил молиться также и во сне.
Первый раз за долгое время он не боялся засыпать.
Борис стал молиться сразу, лишь только оказавшись во сне. Но,странное дело, слова молитвы, приносящие наяву такое облегчение, будучи произнесены во сне, рождали целый ряд образов совершенно нелепых. Например, произнося "Отче наш", Борис почему то видел какую-то мерно шевелящуюся пороллоновую стену. Идея Бога не укладывалась в медвежью голову.
Он сидел на подоконнике и пытался молиться снова и снова. Наташенька в глубине комнаты ворковала над новым медведем.
Внезапно ветер, ворвавшийся в открытое окно, сдул Бориса с подоконника. Борису показалось что он летит ввысь, он захотел, чтобы это продолжалось вечно, но вдруг с глухим стуком ударился об асфальт. В шее у него странно хрустнуло, мир завертелся и пропал.
Смерть Бориса вызвала удивление в городе --- не каждый день цветущие молодые люди ломают себе шеи, падая с кровати.На похоронах было много плачущих. В толпе шептались. Покойнику очень умело выправили шею --- со стороны не было заметно никаких повреждений..
Когда гроб опустили в могилу, кто-то обратил внимание на мальчика лет шести, внимательно наблюдающего за происходящим. Мальчик держал в руке игрушечную резиновую свинью и его присутствие на похоронах казалось неуместным. В ответ на расспросы скорбящих, мальчик насупился и сдавил свинью, отчего та издала пронзительный визг, совершенно оглушив расспрашивающих. По совершении этого предосудительного в данной ситуации действия, мальчик скорчил страшную рожу и скрылся в кустах за могилой.
Больше его не видели.