Обычно мы не задумываемся о многих событиях нашей жизни… Прошло и бог с ним, принимаешь как данное, и откладываешь куда-то на задворки памяти. Так и я, до недавнего времени, никогда не задумывался о том как уходил Советский Союз… Нет, перестройка, путч, Ельцын это все понятно, но как он уходил для меня? Для 9-ти летнего школьника, ученика 3-5-го класса, уж не помню, толи «а», толи «б».
Намедни, мы с другом обедали, сидели, что-то обсуждали, параллельно жуя, кто что, кто пюре с сосиской, кто гречу с котлетой. Тема разговора не запомнилась, но был как-то задет совок, и тут от моего друга прозвучала фраза:
- А мы ведь последнее поколение, кто хоть как-то помнит совок, кто в нем хоть как-то жил…
- Угу, - поддержал я, дожевывая последний кусок сосиски. – Да и то это уже не совсем совок был, перестройка, Горбачев. Считай, мы уже не помним ни великого дефицита, ни цензуры…
Но что же мы тогда помним? Я могу рассказать, что помню я. Вообще, воспоминания до 92-го года у меня курочные, не выстраивающиеся ни в какой хронологический порядок, поэтому не стоит все ниже написанное пытаться разложить по оси времени.
Дефицит? Я не помню великого дефицита, когда, по слухам ничего не было, я вообще не могу себе представить, как это ничего и нет? Я помню, как меня посылали в магазин, где я на пару рублей покупал сметану, хлеб и 200г колбасы, либо докторской, либо любительской. Зато я помню, как в городе не было масла, ну нет, и все тут. Тогда мы по знакомству, бишь по блату, получали на молочной кухне сливки, и делали из них масло… Кстати, вы знаете, что такое молочная кухня? Интересно, есть ли они сейчас? Для тех, кто не знает, или забыл, молочная кухня, это такое замечательное место, родителям маленьких детей, давали сливки и творог, для кормления этих самых детей. А мы делали из сливок масло. Берешь, льешь это их в банку, закрываешь крышкой, и начинаешь трясти, либо пихаешь в сушилку стиральной машины «Бирюса» (или это холодильник так назывался?...) и получаешь настоящее масло! Вуаля! Я помню как из-за какой-то беды, в городе не было хлеба, и я помню, как стоял в 40-метровой очереди за своим батоном. Я помню прожектор перестройки, светящий с экрана телевизора. Я помню маленькие кусочки бумаги, на которых было чего-то написано, а в магазинах за них давали продукты, это были талоны. Настоящие ценные бумаги, они ценились как деньги если не больше. Ими менялись, их продавали.
А потом был путч, сменилась власть, а я не стал октябренком. Я помню, нас должны были произвести в октябрята, но торжественного мероприятия не случилось. А мы ждали, для нас слова «октябренок», «пионер», «Ленин» не были пустым звуком, более того, они звучали гордо! Ведь нас так воспитали! И мы стремились, ждали, хотели, а нет. Как-то тихо, мирно, без громких заявлений, и вообще молча, нам не дали значков. И как-то все начало меняться. Сначала, пионеры, начали потихоньку снимать галстуки, потом форму, а потом, а потом один товарищ (ох нет, простите, гражданин! Или даже господин!) из моего класса, пришел в школу в спортивном костюме Адидас. Оооо! Адидас! Вот он кусочек настоящей жизни! Тогда Адидас был всем! Престиж, уважение. Круче Адидаса мог быть только настоящий Адидас! Это дешевое, но разноцветное барахло! Сейчас вы эту поддельную тряпицу даже и даром не возьмете, не то, что в «Березке» за доллары! Да, а тогда, этот радужный кусочек престижа продавался исключительно там. И так, маленькими шажками мы уходили, я уходил, от Советского Союза.
А за окном были бурные 90-е! Крепкие парни, «охранявшие» первых частных предпринимателей системы челнок и латочник-киосочник. Кто был поумнее, тот устраивал перестрелки и делил территорию. А кто был еще поумнее, тот воровал все подряд, включая деньги, притом вагонами. И с каждым годом, совок уходил все, дальше превращаясь в сказку про буку, которой пугают малышей, что б они не шалили. «Не шали, Петечка! А то придет призрак коммунизма и заберет тебя в свои цепкие лапы тоталитаризма!»
А еще позже совок превратился в фетиш! «Серп и молот» из рабочего и крестьянки превратились в «коси и забивай». Красные футболки с гордой надписью «СССР». Звезды, Ленин, и немножко Чегевары, вот новый рецепт супер коктейля, Бонд с водкой и мартини отдыхает! То, что коктейль убивает наповал, можно убедится на примере г-на Газманова, которого мысли-скакуны в даль уже не носят, зато 50 грамм постсоветского фетиша, и вот он уже на руках прыгает по сцене, распевая о том что он-то сделан в Советском Союзе…
Вот так, тихо и незаметно, умер, был забыт, и воскрес, но уже в другом облике великий Союз Советских Социалистических Республик, из сверхдержавы превратившись, толи в «Империю Зла» (ну-ка, кто так назвал советы?), толи в ярмарочного скомороха с чемоданом матрешек. Нет, я никого не обвиняю и не защищаю, не ищу правых и виноватых, но если я, хоть как-то живший при совке, не могу сказать, чем же был СССР, то, что будет дальше? Я лишь боюсь, что народ, не помнящий своей истории, обречен ее повторять…
Спасибо за идею - http://skyslayer.livejournal.com/