…Ну и напоследок, други-втыкатели, поднимемся над романом, взглянем, что было вокруг него. Итак, поток времени Романа.
Любое крео передает дух своего времени, талантливое – говорит о времени намного больше, чем сознательно хотел сказать автор. Попробуем оценить время Романа, то, уже далекое и подзабывшееся, Время.
Вначале трудно понять, почему столько писателей – и каких писателей! – именно в то суровое, железное время ушли своими крео в фантасмагорию, в театр абсурда, в такую область, где кафкианские фантазмы кажутся уютными бабушкиными сказками. Примеры? Хармс и все обериуты, Шварц с его Драконом, и, конечно, булгаковский Роман.
А причиной - только одно. Железное время деформировало и раздавило реальность. Реальность превратилась в абсурд. В рисунке ситчика оказывается свастика; сегодня – нарком, завтра – японский шпион; враги народа пытаются выкопать тоннель в Америку; исчез сосед, дверь опечатана, но не только говорить – замечать это запрещено, табу!
Понять это, рассуждать логически – невозможно, где она - логика в мире абсурда?
И, - отсюда, - отчаянная ненадежность, зыбкость, полная непредсказуемость отдельной человеческой судьбы. Невозможно (никому: от наркома до соседа-алкоголика!) знать, что будет с тобой через месяц и неделю, нельзя ручаться за даже за свой завтрашний день.
И – зеркальность в этом двух времен, разделенных двумя тысячелетиями.
Две тысячи лет назад, безвестный философ, верящий в доброту всех, без исключения, людей, рассказывает о светлом царстве без войн и насилия, входит ночная стража, проходит несколько часов (не месяцев, и не дней!) – и Лысая гора, крест!
И через две тысячи лет, во времена создания Романа, философы и поэты так же внезапно исчезают ночью – и навсегда. Возникая из небытия через много лет только своими произведениями. Когда, собственно, мы впервые прочитали «Мастера…»? Через тридцать лет, в шестидесятые.
Так ли важно это помнить? Да. Человек с отшибленной памятью – инвалид. Общество с отшибленной памятью – тоже.
Что в сухом остатке?
Мы созданы по образу и подобию Творца. Подобно ему мы способны творить. Собственно, только этим мы и отличаемся от животных. Разумеется, не в каждом есть искра таланта, чтобы создавать свои крео в искусстве. В искусстве невозможен компромисс. Собственно, только этим искусство и отличается от жизни. Жизнь – шире…
Следовательно, в каждом из нас есть своя искра Творца-Мастера. Только каждый призван творить в предназначенной ему сфере.
А поэтому…
Будем строгими к собственным крео, в какой бы области и форме мы их не создавали, и как бы эти крео не назывались. Держать уровень.
Будем объективными к крео других. Оценивая чужое крео, мы заставляем работать свой ум и душу, и делаем себя сопричастными к его созданию.
А создавать, побеждать тупую энтропию – в этом и есть наше предназначение, это, и только это поднимает нас к Мастеру.
Поздравляю всех, камрады, с Новым годом!
Счастья вам!