«..Прислушайся, как текут подземные реки,
Которые никогда не найдут морей.
Но я бы хотел стать рекой, черной подземной рекой,
Просто подземной рекой»
Г. Сукачев.
...21 век. Полдень... Стругацкие ни причем..
Август. Около 3 000 над уровнем Балтийского.. Кавказ. Загедано-урупский массив.
Опять стою на краю этой узкой вертикальной трещины в разломе скалы.
«....Твою-за-ногу, а?!- ну кто бы мог подумать, что в этом ничем непримечательном с виду разломе скрыто почти километр вертикальной глубины, 5 категорий сложности, глубочайшая «дыра» России (разумеется, естественного происхождения). Сколько надежд, чаяний, нервов, усилий и еще черт знает чего уже проглотила эта пещера? Сколько ей надо еще? Спелеологи считают, что как «дыру» назовешь, такой она и окажется. Господи, вот пришло же в голову этому безымянному ростовчанину назвать эту щель «Горлом Барлога» - какой головой думал человек? ...Ну, назвал бы что ли «Мышиная», или еще как-нибудь!.... Ладно, хватит – в этот газ снова все будет нормально... ничего ...ничего, и в этот раз выйдем помаленьку..»
Солнце нещадно лупит в спину, между лопаток множатся струйки пота. Под комбезом гидрокостюм и пара изотермиков – в низу не тепло, однако. Стоя у самого края, слушаю глубину... «Женя-я, как дела-а?» «Норма-ально» - долетает снизу... «...Да какого лешего черта, нормально? На неделю под землю - +4, сырые спальники, постоянно ледяные ноги и руки – психи, психи, психи...». Снизу доносится долгожданное «Свобо-одно!» - «По-онял» кричу в ответ, ну все, можно и мне. Встегиваюсь в веревку, зло пинаю по себя непослушный транспортный мешок, или «транс», ну, погнали..
Перестежка, вторая, третья... и ...вот Она! – знакомая подземная тишина, глухое эхо от мелких камешков и собственной возни с веревкой и спусковым железом, стук железа напарника снизу. Зависаю на минуту на перестежке. Слушаю, впитываю. Вдруг в носу становится как-то щекотно, чуть-чуть совсем. «Как же я по тебе скучал – здравствуй, Родная, год не виделись! Вот блин, лысый тебя раздери – неужели и в таком нелепом для этого месте человек может почувствовать себя как дома?».
Перекрикиваясь «Свободно-Понял» продолжаем спуск вниз, во чрево гор. Колодец, второй, третий.. Метры веревки улетают вверх сквозь спусковое железо, руки-ноги на автомате выполняют отработанные движения, забытые во время хождения по поверхности. Ну вот, уже и -350 от поверхности, в обычных «человеческих» метрах. Промежуточный ПБЛ, то бишь Подземный Базовый Лагерь. Перекус, перекур - часа на пол. Что такое 350 метров? По горизонтали всего чуть больше длины 3 футбольных полей (да простят меня «спелики» за это набившее оскомину сравнение), по вертикали около 11 стандартных девятиэтажек, вот бы кто еще ступеньки здесь для нас построил. ..Что это такое - 350 метров «подземли»?
Ладно. Пора. Собираемся, выходим. Пролазим не самый удобный меандр и вываливаемся в колодец. Не знаю, в Мексиканских пещерах не бывал, а для Кавказа 120-метровый колодец очень даже впечатляет! Названьице тоже в духе толкиенистов – «пропасть Серый тролль». В колодце дует. И дует ни плохо, да еще и гул водопада. Вися на разных перестежках, приходится ощутимо перекрикиваться, чтобы услышать друг друга. Зато Вертикаль - сколько в этом слове! Настоящая, 90 градусов, ни больше, ни меньше. Почему Высоцкий не пел про спелеологов? Не знал, наверное, жалко. Ничто не радует спелеолога больше, это самые «легкие» метры, если здесь бывает что-то легкое. Это и перспектива новых открытий, и настоящая скорость и просто удовольствие от веревки и железа. Даже если вверх.
Ну вот. 120, плюс переход по меандру, плюс 40 .. пришли, черт побери. К «любимому» месту всех посетивших Барлога, к Большому меандру. Я не специалист по анатомии демонов огня, но точно, если выше было горло, то здесь определенно кишечник. Всего-то 600 метров протяженности, сначала уступчики с веревочками и водобойные ямы, потом все уже и уже – идем в распор, затем тискаемся, шурша комбезами и матерясь, и, в конце концов, после старого ПБЛа, переходим в коленно-локтевую позицию. Вот здесь то и начинается истинный человеческий мазохизм! – ведь знаешь, что здесь ждет, и снова идешь в эту пещеру, чтобы пройти, проползти, протиснуться сквозь эту кишку и дойти до Базового Лагеря –720м от поверхности «в абсолюте», в котором только начнется настоящая работа. Ползем, чертыхаясь, извиваемся в шершавом монолите, промытом водой за десятки тысяч лет, что там смехотворная история деятельности Человека разумного на нашей земле, это здесь история жизни этой планеты, толкаем перед собой, над собой под собой и еще в сотне различный вариантах опостылевшие трансы только с одной мыслью « а ведь придется потом выходить, а это еще хуже, потому что вверх».
Все имеет свойство кончаться, заканчивается и меандр. Вываливаемся в галерею, где разбит наш ПБЛ. Сил уже нет никаких. Спуск отнял часов 8 чистого времени. На сегодня осталось только несколько дел – раскидать мокрые и грязные вещи на растянутых веревках (про «посушить их» можно забыть до выхода на поверхность), приготовить ужин в палатке на газовой горелке и, забившись вдвоем в состегнутые спальники, уснуть до утра, которое на глубине 700 метров наступит только по будильнику.