Да-да, это история о том как великий русский писатель и революционер Чернышевский пришел к написанию своего бестселлера "Что делать?". Уже немало было выссказано предположений и скабрезных шуточек на этот счет. Но никто не мог даже близко подойти к разгадке создания этой книги.Решение ее действительно не простое.
Начинать эту историю следует с Федора Достоевского. Кроме того, что был он великий писатель, был он страшный псих и зануда и отравлял жизнь родным, близким и совершенно посторонним ему людям. Но он был интеллегинент и понимал ,что его стиль поведения нуждается в коррекции. Этому мог помочь лишь опытный психолог. Одним из первых психоаналитиков того времени был именно Чернышевский.
Федор Михайлович обращался к Чернышевскому "доктор":
- Доктор, мне всюду мерещятся женские пизды.
Именно так он и говорил. С ударением на последнем слоге.Это не должно удивлять нас, так как великие писатели часто косноязычны в обыденном общении.
Поначалу Чернышевский пытался помочь другу. Для этого он использовал учение еще одного своего приятеля - Зигмунда Фрейда. Чтобы докопаться до причин неврозов Достоевского, он выяснял отношение бессознательного, эго и сверх-я в личности Федора Михайловича, спрашивал о его детских воспоминаниях, видел ли он в детстве как папа и мама делают ЭТО, что он почувствовал, что напугало его в детстве, какие он видел сны (все это фиксировалось),что думает при взгляде на расплывшуюся кляксу. Все эти исследования привели Чернышевского к мысли, что Достоевский конченный шизофреник и помочь ему нельзя.
На дальнейшие обращения друга он отшучивался:
- Любезный друг,все это будет иметь место, пока мы не искореним Колосковщину.
Оставшись наедине со своей болезнью,Достоевский выплеснул свои комплексы в антиобщественных поступках. Достаточно вспомнить, как он одевался в женское платье и пугал обывателей на улицах. Это привело его к эшафоту, и, как известно, лишь милость царя спасла его, после того, как он полчаса простоял перед виселицей с завязанными глазами.
Совесть Чернышевского не давала ему покоя. Он не помог ни как друг, ни как врач, хотя и друг и пациент надрывался, прося о помощи. Чернышевского мучала бессоница, приступы неврастении становились все длиннее. После чего он исчез из города.
Злые языки поговаривали, что он нанял проституток и теперь с помощью наручников и плетки изображает жертву самодержавия. Но на самом деле он уехал к еще одному своему другу Чарльзу Бэбиджу. У Бебиджа кроме дочки Байрона и Чернышевского был еще один приятель - Питер Нортон. Он был математик, но сейчас его не знают. Как-то в беседе с Чернышевсим Питер выссказал мысль, что царизм есть лучшая форма власти для России. Чернышевский решил не вступать в диалог, но тут же сорвался.
Какой ты Питер Нортон - орал он - ты Пидор Нортон! Ты и есть пидор!
Переводчик Питера Нортона решил ответить Чернышевскому без третьих лиц.
- Во-первых, пидор - ты. Во-вторых, во первых. Вали отсюда, пока я тебе ебасос не разбил.
Чернышевский достиг того состояния души, когда лишь творческая находка могла спасти его от подлинного сумашествия. Он знал, что помощи ждать неоткуда, но в то же время ему была нужна помощь всего мира. Решение пришло в элегантном перфомансе,для реализации которого пришлось опустошить черную революционную кассу:
Чернышевский издал книгу. На обложке была надпись, вопрос, адресованный миру, - ЧТО ДЕЛАТЬ? Между обложками страницы были сознательно заполнены труднопонятной галиматьёй - в основном записанными снами Достоевского и некоторыми рекомендациями йогической практики. Кто бы ни пытался читать это - закрывал книжку ... и попадался в ловушку - на него смотрел вопрос Чернышевского - ЧТО ДЕЛАТЬ??
Этим перфоманс не ограничился. Витрины книжных магазинов, колбасных лавок, крестьянские обозы были заставлены книгами с вопросом - ЧТО ДЕЛАТЬ???
Уже молодая Колонтай, оголив щиколотки, приторговывала книгою - ЧТО ДЕЛАТЬ????
ЧТО ДЕЛАТЬ????? - кричал Чернышевский на весь мир.
Вопрос, который услышал весь мир, лучше десяти даже очень хороших ответов.
В этом и есть причина, суть и значение данной книги.