Столетний эксперимент по запрету ряда психоактивных веществ (ПАВ), практически не имевший аналогов в истории цивилизации, вывел новый подвид человека разумного (разумного ли?) — homo prohibtionist (человек запрещающий). Изучение этой породы, анализ образа мыслей, мотивов и стилей поведения человеков запрещающих представляется весьма любопытным и поучительным занятием. Несомненно, что в обозримом будущем исследование этой породы станет благодатной почвой для появления множества научных трудов, диссертаций и монографий в самых разных областях знания — психологии, экономике, социологии, политологии, криминалистике, философии и даже психиатрии.
Мы не претендуем на первенство в исследовании подвида homo prohibtionist. Изучение человеков запрещающих, анализ его социальных групп и популяций, действий и побуждающих причин для этих действий, осуществляется на протяжении всей истории существования сухого закона под названием «война наркотикам». В данной статье предпринимается попытка классификации подвида homo prohibtionist и первичного анализа различных его модификаций. Итак, приступим.
АКТИВНЫЕ ПРОГИБИЦИОНИСТЫ
Автор является сторонником теории, разделяющей подвид homo prohibtionist на две группы — прогибиционисты пассивные (ПП) и прогибицонисты активные (ПА). Основной критерий, по которому того или иного индивида можно отнести к группе ПА — материальная (или карьерная) заинтересованность в существовании незаконных ПАВ и значительная осведомленность о различных типах веществ и их воздействии на человека.
К активным прогибиционистам относятся:
- менеджеры наркобизнеса;
- их покровители во властных структурах и спецслужбах;
- медицинские работники (в основном наркологи частных клиник), «лечащие инъекционных наркоманов» и не заинтересованные в уменьшении их количества;
- религиозные деятели, обосновывающие свои действия тем, что запрет на употребление какого-либо вещества прописан в той или иной «богом продиктованной» книге (Библия, Коран, Талмуд… — нужное подчеркнуть). Прямая финансовая заинтересованность здесь неочевидна, но подлинные мотивы видятся в страхе перед потерей паствы и приобретении новых сектантов посредством вербовки «наркоманов» при их «излечении» в различных учреждениях монастырского толка;
- работники СМИ, исполняющие прямой информационный заказ вышеприведенных типов ПА.
ПА проявляют большую активность при продвижении своих «убеждений» в социум. Пропаганда активных прогибиционистов носит агрессивный характер, отличается передергиванием фактов, приведением заведомо ложных утверждений («марихуана — шаг к героину») и вольным обращением со статистикой. Общие черты такой пропаганды — призывы к борьбе с наркотиками, а не с наркомафией (что само по себе нелепо — борятся не с обогащенным ураном, а с его незаконным использованием), объявление всех людей, употребляющих запрещенные ПАВ заведомыми маргиналами и потенциальными преступниками, значительное преувеличение опасности от употребления различных ПАВ. При всем при этом используется патриотически-державная риторика — антинаркотическая пропаганда базируется на заботе о генофонде и «боли» за судьбы подрастающего поколения. Активные прогибиционисты, как правило сами не употребляют вещества, войну которым объявили, но встречаются и исключения (в основном среди менеджеров наркобизнеса и работников силовых структур).
ПАССИВНЫЕ ПРОГИБИЦИОНИСТЫ
К данной группе человеков запрещающих можно отнести большинство людей, неупотребляющих запрещенные ПАВ, а также некоторую часть употребляющих.
ПП стадные
Самая многочисленная часть социума, не имеющая никакого отношения к наркобизнесу. ПП стадные заморочены официальной пропагандой (ведущейся прогибиционистами активными), имеют весьма смутное представление о видах и воздействии ПАВ (оперирование понятиями типа «белый порошок гашиша»). Привыкли во всем доверять Власти. При попытке разговора о легализации в большинстве случаев приводят контрдовод — «если легализовать, то начнут употреблять все». Причина такого иррационального страха очевидна — «если разрешат всем, то можно и мне, а я не хочу, поэтому легализовать никак нельзя». Здесь проявляется характерная обывательская черта — ксенофобия, ужас перед всем чуждым, неизвестным и малопонятным (см. национализм, сексизм, агрессивная гомофобия). У многих стадных пассивных прогибиционистов наготове крайне негативные истории об употреблении запрещенных ПАВ и ужасных от этого последствиях. Все эти истории относятся к разряду сообщений агентства АБС (Адна Бабка Сказала). Хорошо иллюстрирует образ мыслей ПП стадных цитата из Cannabis FAR:
«Марихуана? Ох! Разве вы не знаете, что это ОПАСHО? Да будет вам известно, законы не принимают без причины. Где вы вообще услышали про "травку"? Кто вам сказал? Стоп! Hе говорите мне, я не хочу этого знать. Если хоть кто-нибудь узнает, что вы хотите легализовать ее - ну, знаете - они никогда не заговорят с вами снова! Разве вы не знаете, что марихуана это... ... марихуана то... ... марихуана се...»
ПП испугавшиеся
К данной категории можно отнести индивидов, когда-либо употреблявших запрещенные ПАВ, получившие тот или иной негативный опыт (напр. bad-trip) и считающие, что через подобный опыт рано или поздно пройдут все потребители ПАВ. Сюда же можно отнести родителей инъекционных наркоманов, прошедших все круги ада в попытках избавления своих детей от наркозависимости. ПП испугавшиеся являются самой адекватной подгруппой среди homo prohibtionist, легко воспринимают и соглашаются с доводами о необходимости легализации.
ПП элитарные
К элитарным пассивным прогибиционистам автор причисляет достаточно многочисленную категорию людей, активно употребляющих запрещенные ПАВ и не находящих в этом для себя ничего плохого. При этом ПП элитарные считают сам факт употребления неким шиком, выгодно отличающим их от остального социума, получают положительные эмоции от конспиративного приобретения ПАВ и рисков с этим связанных. Легализацию рассматривают как угрозу самой возможности проявления собственной пассионарности через употребление незаконных ПАВ и не хотят терять такую возможность социального протеста.
В качестве резюме заметим, что для успешной и безболезненной легализации, т.е. прекращения катастрофичного по последствиям всепланетного сухого закона необходимо совместить просветительскую работу среди ПП стадных (в целях устранения внедренных предрассудков) с усилением информационного давления на все категории активных прогибиционистов.