Напомню основное. В дачном поселке дети разделилbсь на две группировки. Одну, крайне формализованную – построенную по принципу армейского подразделения – возглавляет Тимур Гараев. Вторую – структурированную по законам запорожской вольницы – держит Михаил Квакин.
Команда (отряд) Тимура патронирует дачи, в которых живут семьи служащих бойцов Красной Армии или семьи погибших красноармейцев. Патронаж заключается в безвозмездной и зачастую тайной помощи (натаскать воды, сложить дрова, найти убежавшую козу, утешить девочку и т.д.).
Люди (шайка, банда) Квакина залезают в сады и воруют плоды (в основном яблоки), при этом часто ломая деревья. Также присутствуют намеки на иные противоправные действия (вандализм, например).
Подчиненные Тимура ведут здоровый образ жизни и морально чистоплотны (не ругаются, вежливы и т.д.)
Люди Квакина курят, сквернословят и дерутся между собой.
Отряд Тимура жестко организован по вертикали и по горизонтали, в нем не менее 50 человек, единоначалие, дети разбиты на пятерки. Авторитет Тимура – абсолютен. Четкая формальная система взаимопомощи.
В компании Квакина есть лишь один два начальника – сам Квакин и его помощник Фигура, причем их авторитет часто подвергается сомнению, косвенно в пользу Тимура. Системы взаимопомощи никакой, или она неформальна.
У Тимура царит технократия. Есть система связи, телефон, ордер сигналов и знаков, официальный флаг, фонари, оркестр и т.д.
У Квакина нет и намека на техобеспечение.
У Тимура в команде есть девочки.
У Квакина только мальчики.
У Тимура в команде есть «переметнувшиеся», бывшие члены группы Квакина.
У Квакина такого нет.
Кажется, симпатии должны быть на стороне Тимура и его команды. Они, собственно, всегда там и были, даже Квакин во второй части раскаивается, переходит к Тимуру и становится чем-то вроде его заместителя. Однако есть некие несообразности, которые я чувствовал и в детстве. А именно:
1. Тимур посылает Квакину официальный ультиматум. Когда Гейка и Колокольчиков приходят за ответом и читают его (там ругательство), Гейка его разрывает, после чего их (официальных послов) обоих хватают и запирают в подвале.
ПЕРВАЯ РЕАКЦИЯ ЧИТАТЕЛЯ: Вроде подло.
НОВАЯ РЕАКЦИЯ: А почему, собственно, подло? Ты посол, тебе вручили официальный ответ. Ты не имеешь права его рвать, ты обязан отнести его начальнику (Тимуру). А раз разорвал – ну извини, если таков твой официальный ответ, что жаловаться, что тебя задержали?
2. Штаб Тимура расположился на даче Жени, в сарае.
ПЕРВАЯ РЕАКЦИЯ ЧИТАТЕЛЯ: Ну и что?
НОВАЯ РЕАКЦИЯ: А какого, собственно, ангела, они полезли к чужим людям и оккупировали без спросу их сарай? Вот Квакин и его люди собираются в разрушенной церкви, которая не принадлежит никому и ничьих прав собственности не нарушают.
3. Тимур доводит дело до открытого столкновения. Во время разработанной им операции
люди Квакина оказываются пойманными и запертыми в будке (ларьке) сапожника у станции. Жители поселка, идущие со станции домой, видят будку и, цитирую,
«Гром и стук раздался по площади. Шарахнулись и остановились идущие с поезда прохожие. Стук и вой повторился. Загорелись огни в окнах соседних дач. Кто-то включил свет над ларьком, и столпившиеся люди увидели над палаткой такой плакат:
ПРОХОЖИЕ, НЕ ЖАЛЕЙ!
Здесь сидят люди, которые трусливо по ночам обирают сады мирных жителей. Ключ от замка висит позади этого плаката, и тот, кто отопрет этих арестантов, пусть сначала посмотрит, нет ли среди них его близких или знакомых».
ПЕРВАЯ РЕАКЦИЯ ЧИТАТЕЛЯ: Ах, какие смелые и правильные дети!
НОВАЯ РЕАКЦИЯ: Вообще-то этим действием Тимур выводит свой (сугубо локальный и практически личный) конфликт с Квакиным наружу и поднимает его до уровня официального, то есть практически уголовного. Он, по сути, предает команду Квакина в руки взрослых, ябедничает. По-моему, такого морального, да и реального, права у него быть не должно. Дерись и конфликтуй на своем детском уровне, но не вовлекай туда взрослых, подменяя собой милицию. При этом сам Тимур не стесняется нарушать закон (угонять у дяди мотоцикл, например), когда ощущает в этом необходимость.
4. Тимур патронирует только дачи красноармейцев. Он требует, чтобы Квакин оставил их сады в покое, НИЧЕГО не говоря о других дачах.
ПЕРВАЯ РЕАКЦИЯ ЧИТАТЕЛЯ: Принцип Тимура понятен – в других дачах есть мужчины, они сами должны защищать свои сады, а дачи красноармейцев беззащитны (отцы-то в армии).
НОВАЯ РЕАКЦИЯ: Довольно странная селективность. Защищаешь – так защищай всех.
5. Тимур и К угрожают взрослым. Найдя козу девочки Нюрки, они прикручивают ей к рогам плакат, на котором (открыто, для всех) сказано «кто Нюрку будет бить, тому худо будет жить» - это угроза ее бабушке.
ПЕРВАЯ РЕАКЦИЯ ЧИТАТЕЛЯ: Ну что, смешно и правильно, приструнили бабку.
НОВАЯ РЕАКЦИЯ: Неправильно и не смешно. Как ужасно щетинятся Женя и Тимур, когда кто-то (между прочим, имеющий на это право!) пытается вторгнуться в их личную жизнь, причем по гораздо более весомым причинам. А тут чужая семья. Вообще, это так по-человечески – насильно сделать кому-то добро, найти козу (о чем тебя, в общем-то, никто не просил) и тут же обрести моральное право учить, как жить, причем делать это угрозами.
ОБЩИЙ ВЫВОД
А он довольно простой – во время благой и официально одобренной цели все средства хороши, причем мало того, что хороши – они благородны. Другое дело, какая цель является официально одобренной и благой, но это второй вопрос.
ЧАСТНЫЕ ВЫВОДЫ
Если рассмотреть поселок, где происходит действие, как срез общества вообще, то становится понятно, что главная – а значит, наиболее благородная и одобренная обществом структура – это АРМИЯ. Все лучшие отцы (отец Жени и Оли), дяди (дядя Тимура) – военные. И даже лучшие дети (Тимур и его команда) – это тоже УЖЕ армия. Отцы и братья на фронте, дома их ждут невесты, жены, и плачут вдовы, а новому поколению (Тимур и К) даже и на фронт уходить не надо, они уже создали свой искусственный фронт в поселке. Нашли врага (который с ними лично не конфликтовал), провели в одностороннем порядке военную операцию, и противник был уничтожен. Интеллигенция в поселке – это комический доктор Колокольчиков и его сын Коля, который, хоть и в команде Тимура, но все равно «хвастун и болтунишка», а шефство над ним держит суровый сын и брат матроса Гейка (эдакий военный пролетариат, братишка-балтиец). Женщины в поселке предпочитают только военных, а вдовы даже и не помышляют о втором шансе, их могут лишь утешать суровые матери, но вопрос второго мужчины не стоит в принципе («я не хочу на курорт, моя жизнь кончена, живу ради дочурки»). Женя полностью ассоциирует себя с отцом, перенося это чувство затем на Тимура, Ольга (ее сестра) явно увлечена дядей Тимура, капитаном-танкистом. Остальные взрослые мужчины в рассказе – это несколько несознательные рабочие («куда ты прешься в спецодежде на танцы?») да пара пьяниц, явно для картинки. Надо сказать, что, если Гайдар вот так описывает новое поколение (Тимура и К), то становится довольно некомфортно, потому что просто напрашивается вывод, что Новый Коммунистический Человек – это прежде всего представитель четкой структуры (армии),
1. которой, необходим внешний враг
2. которая создаст любой нужный ей конфликт и «разрешит» его только силой или угрозами
3. которая не считается с мнением не принадлежащих к ней лиц. Надо помогать – поможем (не спросив), а если не хотим помогать – то не будем.
4. для которой все средства хороши
5. которая и для мужчин, и для женщин является желанным высшим обществом, аристократией. Если ты не ассоциирован с армией – то ты второй сорт
6. которая создает свои собственные законы, а если надо – отказывается от них.
7. которая, по сути, является надзорной над обществом структурой
Собственно, если совсем просто, то Тимур и К не помогают людям, а борются за установку (своего) четкого порядка и, если сейчас эти порядки подразумевают помощь, то помощь будет, но если надо будет убивать – то они будут делать и это. Собственно, в продолжениях («Клятва Тимура» и «Комендант снежной крепости») это и не скрывается. Помощь – не главное, главное – контроль и наличие внешнего врага.