С Праздником Победы всех нас, камрады!
14 января этого года я осиротел навеки- ушел из жизни мой дед, Валентин Петрович Панкин (1921-2010), отец моей мамы.
Он закончил Тамбовское кавалерийское училище в августе сорок первого. Дед никогда не рассказывал мне о войне, тольо маме сказал пару слов. За несколько месяцев до его кончины мне все-таки удалось его разговорить.
Мой дед провоевал всего три недели - с 6 по 27 ноября 1941 года. Ему повезло больше других- он выжил в этой мясорубке. Воевал на Юго-Западном Фронте в кавалерийской дивизии Иссы Плиева.
Боевое крещение, в ночь на 7 ноября, совпало со сдачей Ростова немцам. Немцы знали, что на праздник наши напьются. 7 ноября в 7 утра диверсанты в крестьянских одеждах, с обозами, крытыми брезентом направились в нашу сторону. Наш наряд их пропустил, а потом мы ударили им в тыл и выбили их в сторону Батайска, 12 км от Ростова. Ворвались к ним, два полка порезали. Отошли, гады!
Началась страшная мясорубка. 2 дня врывались в землю. Немцы заняли станцию Нижняя Гниловка. Внизу камыш, речушка. Заняли мы двухэтажную столовую под ураганным обстрелом. Там оказались мешки с сахаром. Насыпали его себе куда только можно. Немцы нас оттуда не выпускали. Как толко дверь откроем- шквал огня! Установили откуда- с железнодорожной вышки! Не могу засечь снайпера, откуда бьёт. Стреляет трассирующими пулями. Наконец засек - тот забрался на вышку на ¾ высоты, а в качестве щита использовал кусок железа. Наши сразу открыли по нему стрельбу из карабинов и сняли его. В столовой осталось лежать четверо убитых, это из двенадцати вошедших…
Другой эпизод. Мы в окружении. Немцы подожгли камыш, где лежали наши раненые. Сухой камыш горел, как порох. Люди горели заживо, кричали нам: ”Братцы, пристрелите!” Там же оказался наш командир. Зовет меня: “Подойди ко мне!” Заплакал, говорит:”Меня мать ждет”. Раздел его, положиль шинель, затащил его на нее и пополз. Протяну 2-3 метра-отдохну и так дальше. Через 2 медели вызывают меня в штаб полка - Орден Красной Звезды, фото в полковой газетте. Объявляют- Батайск наш! Была штыковая- наши прорвали окружение, атаковали немцев в камыше. На прорыв шло 600 человек. Подпоили их здорово, спирта не жалели. Вставали в полный рост-скольких снайперы положили!
Дед очень любил свою боевую лошадь- некурящий, он весь свой пайковый табак выменивал на сахар для своей лошади. Позже он говорил мне: "Динь, самые умные существа, наиболее близкие по разуму к людям- это лошади!" Когда его демобилизовали, с лошадью пришлось попрощаться. Он часто об этом вспоминал:"Стоим и оба плачем: я плачу, и у нее громадные слезы из глаз катятся..."
Война для деда закончилась 27 ноября 1941 года. В бою немцы обстреливали их из минометов, он лежал с карабином в траншее, Осколок немецкой мины разбил в щепки приклад карабина и застрял в его ладони- его оружие спасло ему руку. Ладно бы это, но к этому всему еще и контузия и ранение в ногу. Из-за контузии ничего не слышал полтора месяца. Лечился дед аж до конца февраля 1942го в госпиталях в Баку, Кисловодске и Саратове.
За три недели: Орден Красной Звезды, Орден Отечественной Войны 1 Степени, медаль "За Отвагу", медаль "За Боевые Заслуги". Лично уложил 26 фашистов. Потом рассказывал: "Первый немец, кого я убил, был пожилой человек. Мне его даже жалко стало, тогда я первый раз понял несправедливость и ужас войны. Я его запомнил, потому что снял с него новенький, в смазке, немецкий автомат. У нас же какое оружие? Шашка и пистолет. Командир нас перед боем построил и сказал: "Оружие добудете в бою!" Я спросил деда напоследок: "Сколько фашистов ты убил?" Он ответил без запинки: Двадцать шесть!
Моему деду повезло больше, чем другим, он дожил почти до 89 лет, радовался моей карьере и успехам. Особенно ему нравилась моя недавно купленная машина- 2005 Мустанг-кабриолет. Теперь для меня - это ЕГО НАВЕКИ ЛЮБИМАЯ ИМ МАШИНА!!!
Спи спокойно, дед, пусть земля тебе будет пухом, но первый День Победы без тебя - это страшно!
Твой внук, теперь уже Д-р, Денис Плуталов.