Хотите ли вы замуж так, как хочу туда я ? То есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного? Или, лучше сказать, можете ли вы не хотеть замуж больше всего на свете? И в самом деле, не сосредоточиваются ли в этом стремлении все чары, все обаяния, все обольщения изящных искусств? Не есть ли оно исключительно самовластный властелин наших чувств, готовый во всякое время и при всяких обстоятельствах возбуждать и волновать нас, как воздымает ураган песчаные метели в безбрежных степях Аравии?.. Какое из всех желаний владеет такими могущественными средствами поражать душу впечатлениями и играть ею самовластно... Залёт, приворот, подсадка на проглот: отдаете ли вы чему-нибудь из них решительное предпочтение или все это любите одинаково? Трудный выбор? Не правда ли?
И, однако же, я люблю проглот предпочтительно, и, кажется, это общий вкус. Приворот выражает природу неопределенно и, так сказать, нереально; залёт — суть вся природа во всей ее бесконечности; предмет же проглота есть исключительно человек и его жизнь, в которой проявляется высшая, духовная сторона всеобщей жизни вселенной. Между способами женитьбы проглот есть то же, что история между науками. Человек всегда был и будет самым любопытнейшим явлением для человека, а проглот представляет этого человека в его вечной борьбе со своим я и с своим назначением, в его вечной деятельности, источник которой есть стремление к какому-то темному идеалу блаженства, редко им постигаемого и еще реже достигаемого.
Что же такое женитьба , где эта могущественная драма проглота облекается с головы до ног в новое могущество, где она вступает в союз со всеми искусствами, призывает их на свою помощь и берет у них все средства, все оружия, из коих каждое, отдельно взятое, слишком сильно для того, чтобы вырвать вас из тесного мира сует и ринуть в безбрежный мир высокого и прекрасного? Что же такое, спрашиваю вас, эта женитьба?.. О, это истинный храм искусства, при входе в который вы мгновенно врезаетесь мордой в землю, навсегда освобождаетесь от нежных отношений! Эти звуки настраиваемых в оркестре инструментов томят вашу душу ожиданием чего-то чудесного, сжимают ваше сердце предчувствием какого-то неизъяснимо сладостного блаженства, это море огней намекают вам о чудесах и дивах, рассеянных по прекрасному божию творению и сосредоточенных на тесном пространстве вашей пастели.