Ни зря народ говорит: покорного судьба ведет, а упрямого тащит! Это я про то, что десятилетиями пописывая психологические портреты и экспертизы разнообразных личностей и выйдя с этого зело приятного и не утомительного дела прямиком на пенсию, имела самоуверенность согласиться на аналогичное занятие в родной мне политсру.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.
Первая подлинно научная экспертиза была проведена в 1690 г. Речь в ней шла о бродяге, заявлявшем что он – сын царя Ивана Грозного. При допросах сей тип утверждал, что кроме этого обладает способностью исцелять больных, живет на небесах, куда ходит через дырку и где его принимают ангелы и куда ходят шестьсот казаков.
Экспертиза – дело непростое. Когда «болезнь единственно в одном уме вселилася» уловить ее непросто. Пришлось Петру Первому Указ (1706г) писать. В нем подчеркивалось, что больные с точки зрения светской и духовной власти «буде же опасный который из них стал произносить что важное, то как сие происходить будет от безумного, то оного не слушать и в донос о нем не вступать». Но и в 1706 г. понимали, что «если сумасбродные солдаты от содержания их в госпитале и прилежного лечения не в надлежащее состояние не придут и по докторскому свидетельству явится их болезнь неисцелима или покажется (как Святейший Синод рассуждает), то их изумление от злых духов, тогда доносите о том Военной коллегии: понеже беснующихся для исправления духовного велено отсылать в Синод». Там их распределяли по монастырям для содержания в особых помещениях, «имея над ними надзирание, чтобы они не учинили какого себе и другим повреждения». Так и проводились экспертизы, усложняясь вместе с ростом знаний о психологии.
А в основании ее нынче положен характер. Эта он, характер, есть самое устойчивое «образование» которое развиваясь с детства, сформировавшись ужо в младые годы и окончательно «вызрев», не меняется в течение жизни.
Много каклов бывает на политсру. Вот и опишем мы кое-кого из них коротенько. Если будет желание у камрадов - портреты можно и расширить с углублением, но они нам всем хорошо знакомы и посему ограничимся пока малым.
1. Начнем мы с душки Афтандылки, неугомонного нашего. Главными и ведущими чертами характера этого беспредельно тянущегося к знаниям характера является, конечно, любопытство. Ни зря Аристотель писал, что имена с него (не с Афтандывлки, а с любопытства), начинается человек! (с) Да ежели бы Ляжко-Вздрохеровскому удалось бы вырваться в широкую социальную жизнь, первое что свершилось – Афтандылка заполучил сразу, все и навсегда премии «Хрустальная Турандот» в номинации театр простодушных. А почему? – да потому, что любит он учиться, учиться и учиться. Сей номер «три у» он исполняет всегда, везде и с потрясающим кпд! Обычному субъекту сие недоступно! А предметом афтандылкиных любопытств является все – от жыпа до дерьма с его переработкой. И заметьте камрады, полученной инфой Афтондыл щедро делится со всеми: и с теми, кто хочет, и с теми, кто категорически против! Как эксперт психодиагност в прошлом, я потрясена Афтандылом: его безмерную тягу к инфе ограничивает лишь его же в нутренняя суть, а не внешние обстоятельства (что свойственно всем лентяям обыкновенным). Слабость суждения Гафтандыл компенсирует простейшими обобщениями. Недостаточная способность к самообладанию замещается неплохой ориентацией в бытовых вопросах. Что еще добавить? Да - бывает обидчив и раним, завистлив и склочен, скандален и зануден…. Человеческое, ничто человеческое не может проскользнуть мимо него.
2. ЧиХ. Почему-то так и захотелось продолжить «всеядный». Нет, не в том буквально-банальном смысле, что «все ест!». Отнюдь. ЧиХ, вероятно, ест далеко не все, но при необходимости может делать все, исходя из странного воззрения о непогрешимости всего одной книжки – «Архипелага ГУЛАГ». Вычитанная там цифирь вызывает у ЧиХа остановку мыслей, эхо-мысли, параллельные мысли и т.д. Достаточно упомянуть сие творение црушных лапок, как из ЧиХа начинает литься особая психопатологическая симптоматика: галлюцинации, бред, аффективное напряжение etc. Интеллектуальные расстройства проявляются в различных вариантах нарушения мышления: неуправляемый поток мыслей, их закупорка, параллелизм и др. ЧиХу становится невозможно постичь смысл обращенных к нему слов. Отмечается тенденция улавливать особый смысл в отдельных предложениях, словах. Происходит соскальзывание с одной темы на другую без видимой логической связи. Эмоциональные нарушения начинаются с утраты морально-этических свойств, проявляется неприязнь и злобность. Растормаживаются влечения. Появляется симптоматика в виде неадекватной возбудимости, агрессивности, враждебности, лживости. А потом наступает психотическое состояние – больной «внезапно открывает», что сам может влиять на окружающих.
3. Вова Х. – занятный характер! В паре слов его можно обозначить как «упертый боец». Вова Х. так рвется к победам, что утрачивает чувство адекватности. Один бес ведает, с чего его занесло на удаффком? Заносит многих, но это не повод ставить перед собой задачи всех победить «здесь и сейчас» методом эскалации разнузданности. Путь тупиковый! Тут ужи либо надо быть абсолютным идиотом (а Вова Х таковым не является), либо долго и нудно менять моральные установки участников, что тоже нереально. Камрады же просто постебаться в политсру ходят. За полгода я лицезрела, как Вова Х пытался что-то доказать (по мелочи, конечно). Но не умеет он стать на позицию другого лица, не умеет свои аргументы увесомить (хоть шуткой, хоть переформулировкой). А победы жаждет! Вот и докатился до игнора. Конец закономерен – хочешь бороться-сражаться, кого-то переубеждать – совершенствуйся! Тренируйся! Но сие Вове Х заманчивым не показалось. Так и утоп с собственных экскрементах. Но почему же такое и ним приключилось? – Увы, но все просто: имеют место быть банальные эмоциональные расстройства. Они – наиболее частые, ибо жизнь человеческая изобилует невзгодами, несчастными случаями, вызывающими тяжелые переживания. Изобилуют депрессии, но и мании нередки. Чаще всего встречается маниакально-депрессивный психоз. Это, образно говоря, качели, на которых личность бросает то в лед, то в пламень. Но лишь у простых, не пытающихся писать на Удав натур, один период сменяется другим. Людям, испорченным творчеством, - сложнее. У них тоска так быстро сменяется подъемом настроения, что ни сам человек, ни окружающие не могут ничего понять и не в состоянии угнаться за этой гонкой аффектов. И, конечно же, растормаживаются влечения и падает критика к своему состоянию. Итог всегда закономерен – люди бегут от таких субъектов.
Камрады! Далеко не все наши персонажи были мной описаны. Анализировать других каклов тоже можно, но вобщем-то, они укладываются в эти основные психотипы.