В 1932-33 годах на территории современной Украины разыгралась одна из самых больших трагедий 20-го века – Голодомор.
Голод был следствием принудительного уничтожения хлебозаготовок в тот период, а также полного изъятия продовольствия во всех регионах СССР, население которых на 2/3 и больше составляли украинцы. Террор голодом, депортации, массовые репрессии были направлены в отношении Украины как национальной республики. Причины этого также всем известны. Для успешного окончания коллективизации необходимо было уничтожить украинское крестьянство как класс.
Сам факт голода сейчас уже никто не отрицает. По данным историков, в 1932-33 годах жертвами голода, возникшего в результате административных мер московской власти, в Украине, по разным оценкам, стали от 7 до 10 млн людей. Это означает, что в те трагические годы Украина не досчиталась от 10 до 25% своего населения, теряя его по 25 тысяч человек в день, по тысяче - в час, по 17 - ежеминутно. Ученые пришли к выводу, что продолжительность жизни украинцев в 1933 году у мужчин составляла 7,3 года, а у женщин - 10,9 года. Последствия 1930-х годов, по мнению экспертов, Украина ощущает по сей день.
То, что это было именно целенаправленное уничтожение украинского народа, признают не все. Хотя это также можно считать установленным фактом. Об этом говорят все документы, научные исследования. Отрицают факт геноцида те, кто глубоко и убежденно ненавидят Украину, отрицают украинскую государственность.
Доказать что-то такому ненавистнику, конечно же, невозможно. А этого и не нужно делать. Понятно, что исторический факт является таковым, если его признает мировое сообщество. Как известно, парламенты 10 стран мира, а также несколько международных комиссий признали Голодомор 1932-1933 годов геноцидом украинцев.
Нужно ли, чтобы его признала Россия? Безусловно. Как правопреемница СССР, РФ обязана признать Голодомор, и этого стоит добиваться. Планомерно, с помощью международных институтов, вступая в них, повышая свой авторитет в мире. Для Украины такое признание – это в первую очередь моральная сатисфакция. Другой вопрос, что для современной официальной Москвы о какой бы то ни было морали говорить не приходится. Вопрос упирается лишь в деньги, и поэтому, как только международное давление по этому вопросу в денежном эквиваленте превысит возможные издержки от признания факта геноцида, Москва тут же его признает.
Логичное продолжение темы – это вопрос компенсаций. Некоторые недалёкие товарищи сравнивают в этом плане Голодомор с Холокостом. На самом деле основной вой в России поднимается именно по этому поводу. Как я уже отмечал, моральный аспект проблемы там мало кого волнует. Не смотря на крики о широкой русской душе и необычайной духовности, шкурные интересы в современной России более чем на первом месте.
Очевидно, что сравнивать компенсации жертвам Голодомора и Холокоста нельзя. Холокост произошел через десять лет после Голодомора, а выплаты по нему были сделаны десять (а то и больше) лет назад. Т.е., элементарно было кому платить. Жертв же Голодомора сейчас осталось совсем мало, а к гипотетическому времени получения компенсаций их вообще может не остаться. Но, т.к., в результате геноцида пострадал весь народ, а результат этого преступления ощущается до сих пор (по данным исследований, не случись Голодомор, сейчас население Украины составляло бы 100 млн. человек), то можно рассматривать требования компенсации на уровне государства, или, по крайней мере, ближайших родственников пострадавших.