После произнесения своей исторической фразы о необходимости мочить террористов прямо в сортире, президент взял продолжительную историческую паузу длиной почти в шесть лет. На то у Владимир Владимировича была масса вполне уважительных причин, но сейчас не об этом. Неожиданное продолжение та брошенная в запале фраза получила в начале июля. До этого террористическая иракская организация уничтожила наших дипломатов. Плевок в сторону России получился смачный. Может быть, шесть лет назад Россия и стерпела бы такую выходку от кого бы то ни было, но только не сегодня. Россия стала другой.
«Найти и уничтожить убийц российских дипломатов» - Президент, Федеральное собрание и общественность были на редкость солидарны в своих оценках. Государственная Дума в своем постановлении пошла еще дальше – в гибели дипломатов депутаты обвинили США и их союзников, что, на мой взгляд, очень близко к истине. Американцы своей агрессией нарушили хрупкое, но равновесие в Ираке.
В своё время даже прожжённый солдафон генерал Лебедь пробовал разговаривать с террористами языком дипломатии. Где после этого очутились все Хасавюртовские соглашения, надеюсь напоминать не надо. Несколько позже Владимир Путин очень чётко выразил не только своё отношение к терроризму, но и позицию государства к этой проблеме одной лишь короткой, но очень емкой фразой. Народу тогда понравилась не только безаппеляционная честность нового президента, сколько четкость поставленной задачи после многолетнего «Нууу, пооонимаешь!..» С переменным успехом война с терроризмом идет и по сей день. Понимание того, кто является террористом у нас с американцами и их союзниками разнится, но едины мы в том, что терроризм как явление нужно уничтожать под корень.
Убийство дипломатов в Багдаде лишь ускорило принятие решения дающего президенту право использовать армию и спецслужбы в поисках террористов за рубежами России. Весь ход предшествующих решений указывал на это. Несколько лет назад после очередного хладнокровного отказа в выдаче Закаева и Березовского, Россия уже говорила о недопустимости таких шагов и оставляла за собой право решить эту проблему своими силами. Русские не китайцы и доводить дело до 762 последнего предупреждения не намерены. Вот и новый генпрокурор России Виктор Чайка первым делом при вступлении в должность заявил о том, что Россия предпримет новые шаги по выдаче Великобританией, скрывающихся там террористов. Дальше, больше. Параллельно с рассмотрением в Госдуме проекта этого решения Президент на встрече генпрокуроров стран большой восьмерки недвусмысленно и достаточно резко намекает британскому прокурору о недопустимости такого поведения. Англичане понимают, что шутить и отмалчиваться можно было еще лет пять назад, сегодня это делать просто опасно для своей же безопасности, энергетической безопасности. После встречи «восьми» на высшем уровне в июле, думаю, дело двинется с мертвой точки.
А то ведь может так случится, что на следующий день после завершения встречи в Санкт-Петербурге, в сторону Лондона полетит чартерный рейс с пассажирами из Псковской воздушно-десантной дивизии. Бойся, Борис Абрамович! А то, что это решение напрямую касается и Березовского, и Гусинского, и Невзлина, и самих террористов, ни для кого не секрет. Есть, конечно, западные демократы и правозащитники, которые при каждом удобном случае будут обвинять Москву в попрании демократических свобод и протча, но тут уж, извините, дело напрямую касается безопасности страны и в этом вопросе никакие правозащитные организации России не указ.
Таким образом, этим шагом Россия как бы не хотя и через силу, но очень настойчиво сделала один из шагов по возвращению себе статуса великой державы. В отличие от своего предшественника – СССР - это будет несколько иная величавость, здесь не будет места идеологическим догмам, не будет погони за коммунистическими химерами, будет лишь тонкий и холодный расчет, основанный на четком осознании своих интересов и своей роли в мировых процессах.