Начало:
http://udaff.com/sport/102722.html
http://udaff.com/sport/102834.html
http://udaff.com/sport/102969.html
http://udaff.com/sport/103094.html
http://udaff.com/sport/103216.html
http://udaff.com/sport/103326.html
http://udaff.com/sport/103432.html
http://udaff.com/sport/103563.html
Моего собеседника из задумчивости вывела официантка, принесшая Пятый кувшин с пивом. Многообещающе подмигнув Андрею Альбертовичу, она стала собирать посуду со стола. Вырез блузки достаточно ясно дал понять, что трехочковые попадания можно иногда чередовать с обладанием третьего размера.
- Голубушка! Когда у вас смена заканчивается?
- Через пару часов, - последовал кокетливый ответ.
- Ну, к тому времени и мы закончим. Пожалуй, подкину я вас до дому…Своего, - Альбертыч выдал улыбку бывалого ловеласа, которая, как мне показалось, покорила не одну особь женского пола., - Ну, а мы продолжим! И теперь о самом молодом из пятёрки центровых-олимпийцев…
-Позвольте, Альбертыч, - но там их было только четверо: Сабонис, Белостенный, Панкрашкин и Гоборов. Кого вы ещё приписали? - честно говоря, я был уже так налит пивом (не забудем еще и пару «пяток» А.Ф.), что думал, что кого-то упустил.
- Ткаченко, коллега, Ткаченко! Это, конечно, только моё мнение, или мечта. Володя должен был стать Олимпиоником. Его отношение к игре, его спортивная жизнь достойны этого. Если бы не травма.
Папа Гомельский мечтал наиграть пару Ткаченко-Сабонис. Эти 2 на 222 убрали бы всех, учитывая Белого с Панкром на подмене, тяжелых форвардов Тараканова, Лопатова, Мышкина, Тихоненко, Волкова, с лёгкими прибалтами-бомбардировщиками на раздаче. Золотая пора нашего баскетбола, такой плеяды больше не будет. Они могли бы перевернуть мир, и перевернули бы, но…
После победы в Сеуле -1988, всё стало разваливаться. Наработанное десятилетиями рассыпалось в прах. Разбежался баскетбольный народ, кто куда. Показателен пьедестал последнего чемпионата СССР-1991г.1. Калев (Таллинн), 2. Спартак (СПб), 3. ВЭФ (Рига)
У чемпионов помню только Сокка, Куусму, долгожителя Метстака, до 46 лет потом играл, и центрового Бабенко, ростом 208 см. При всём уважении, конечно, но…
Кто знает, какая судьба была бы уготована в эти смутные времена взошедшей звезде, - центровому Валерию Гоборову?
Валерий Гоборов. 20.01.1965. Херсон - 7.09.1989.Москва.
Играл за команды СКА (Киев) 1982 – 1985
ЦСКА (Москва) 1985 – 1989
Олимпийский Чемпион 1988 года
Перед Сеулом Папа откровенно «горел» с центровыми. Ткаченко с Сабонисом травмированы, есть полуцентр Белостенный и только одна, хоть как-то наигранная пара. Панкрашкин - Гоборов из ЦСКА. От перспективы везти на Олимпиаду Панкра, Гомельский стонал днём и скрипел зубами ночью. Гоборов стремительно рос в мастерстве, но опыта только набирался, а если учесть, что шефство над молодым центром в команде взял…всё тот же Ваня, и учил Валеру премудростям не только баскетбольным, - психика Папы была под угрозой.
Наставник и подопечный были вызваны в кабинет, где Гомельский разъяснил ситуацию в достачно простоусвояемых выражениях. Последняя фраза, в очень смягчённом варианте заканчивалась примерно так: - И я ни на что не посмотрю, песдец вам обоим тогда будет!
Умел Папа так завернуть, что даже Панкр только завистливо пораженчески крякнул, забившись в угол.
В Сеуле трудновоспитуемые играли немного. В группе Папа вариантил тяжёлыми форвардами, Белостенным и одноногим Сабонисом, приехавшим на свой страх и риск, и едва не доигрался.
В полуфинале нас ждала сборная США с Адмиралом Робинсоном и будущей суперзвездой Дэном Марли, и светила нам, по всем раскладам, игра за бронзу. Но Папа решил встряхнуть команду. Войдя в автобус к игрокам, он взял микрофон, и выдал установку: - Мы их выебем и отпиздим! (дословно).
Команда встрепенулась, а неуёмный Панкр деловито осведомился, - где в этот момент находятся американцы, и нельзя ли ему приступить к выполнению второй части тренерского задания, получив литр водки, чтобы улучшить свой английский разговорный.
-Только не надо сивухи местной со змеями, - от неё голова болит, а змей я с детства не переношу, да и невкусные они оказались.
-Успел уже распробовать, сукин сын! - Рявкнул папа, и автобус закачался от хохота игроков. Стресса как не бывало!
Перед матчем, на разминке, американцы решили продемонстрировать, кто здесь главный. Пришли на половину площадки, где разминались наши и попытались устроить свою разминку, надеясь на то, что наши очканут и свалят. Но наказ Папы был услышан не только Панкром. Спокойно подошел к Марли Сабас, отнял мяч и так цыкнул на будущую икону заокеанского баскетбола так, что пендосы сочли за счастье ретироваться со скоростью Бена Джонсона. Морально в счете мы повели.
Игра была тяжелой, но Папа взял тактикой. Предоставли Адмиралу Робинсону относительную свободу, а остальных штатников наши прижали к стенке плотно. Куртинайтис - же навалил в корзинку аж 28 очков, пока пиндосы вязали руки Сабонису!
Прав был Гомельский, выебали! (в игровом смысле, конечно)!82:76!
К финалу с южками наши уже успокоились, да так, что начали гореть 10:20 и 12:24, пока Сабонис не заработал на всю мощность, да и остальные подтянулись, к перерыву уже вели 31:28. Во второй половине юги не то, что бы поплыли, но в победу уже не верили, а наших не остановить. А против нас на площадке были: Раджа, Дивац, Кукоч, Обрадович, Вранкович и Дражан Петрович! А тренировал эту галактику - Душан Ивкович! Это для справки, если что. 30 сентября 1988 года, Сеул, 86:63 Мы Чемпионы!!!
Как играли, так и отмечали. Стены гостиницы ходили ходуном. Когда ещё было, чтоб президент ОК звонил нашему послу в Корее, с целью спасения города от разрушения. Корейцы, конечно, сами попытались, - сунулись, было, а там Панкр... Тэквандо, говорите? Ну-ну!
От глобального скандала спас сборную естественно, - Папа. Он застал в холле жадного Белостенного, подсчитывавшего на салфетке призовые, и отправил его по номерам, - сообщить о том, что завтра в 8.00 от гостиницы автобус отправится на фабрику «Самсунг», где игрокам продадут телевизоры и прочую электролабуду за полцены. Так, или иначе, но игроки попритихли..
Утром Гомельский обнаружил в холле всё того же Белостенного с пустыми баулами, и нетрезвого Тараканова, ищущего непонятно что. Еще человек семь, поддерживая друг друга в относительно вертикальном состоянии, табунились в лифте, обозначая своё присутствие, но не спешащими подойти к Папе на дистанцию поражения.
Гомельский сказал, что корейцы всё перепутали, и автобус поедет на Закрытие Игр. Двери лифта тут же закрылись, Белостенный стал нудить про потраченные на сумки деньги, а так ничего и не понявший Тараканов уехал на церемонию Закрытия, где чуть не умер с похмелья и был зол на всех.
Из Сеула Валерий Гоборов вернулся не только чемпионом и ЗМС. Он поверил в себя, и заиграл так, что за один сезон стал звездой европейского масштаба. А тут ещё турнир в Испании, в 1989 году, против Форума, в котором Сабонис к НБА готовился. Валера его просто уничтожил во всех компонентах, Сабас сам это признал, а Гоборов получил титул наследника его славы.
Взошло? Взошло, но не надолго, увы! Гулеванить Валера тоже умел. Прилетел с какого-то турнира, до дома не доехал, завис у друзей, а жена дома с маленьким ребёнком дожидалась, ее тоже можно понять.
Приехала она, все Валере высказала при людях, и домой, на такси. Гоборов ещё махнул на посошок, - и за руль, догонять по ночной Москве, пьяный в дугу. Влетел в отбойник на Ленинском, от памятника Гагарину недалеко. 140 км в час. Движок в салон влетел, и всё оставшееся место Валера занял. Сердце у него до последнего билось, игрока даже вырезать и вытащить смогли. Все искали, кто с ним ещё ехал, столько крови натекло. Страшное дело – пьянка за рулем!
Как игрок: Очень силён физически, огромный плечевой пояс. По скорости обгонял тяжёлых форвардов, вынослив, с хорошим серийным прыжком. Уверенный средний бросок и штрафные, мягкие передачи, чтение игры. Тактически обучаем, хороший командный характер.
Из минусов: Он был и остается ещё очень молодым… всего 24 года.
Выпили, помолчали, закурили. Поковырялись вилками в поросенке.
- Ну, что ты приуныл – то совсем, Альбертыч?
- Как – то тошно…Да и после Валерки – то никто не радует.
Огромная благодарность моему соавтору Андрею Альбертовичу Мужскому! Человеку и Великану!