Пролог.
С Андреем Альбертовичем Мужским мы были знакомы шапочно. Обменивались мнениями на баскетбольную тему. Но вот назрела необходимость встретиться, поговорить. Сподвигло нас к этому вот что: Стартовала Единая Лига ВТБ. Турнир, организаторы которого, мечтают возродить чемпионат СССР, соперничать с которым в Европе могли только Югославский Чемпионат и Чемпионат Испании.
Отличная идея, как нам кажется. Лишь бы не погрязла в подковерной дележки денег.
В Москве турнир открывали Команды – Легенды! Какая вывеска! ЦСКА – Жальгирис! Матчи этих команд всегда проходили при аншлагах. Имена игроков приводили в трепет ни одно поколение болельщиков. Политическая подоплека тоже была, но её поглощала Игра! Игра с большой буквы! Игры этих команд будоражили умы в течении всего сезона. Каждый момент, каждое мгновение, каждый жест тренера, каждый свисток судьи – все разбиралось по косточкам! Обсасывалось и снова разбиралось.
Вот сейчас ностальгия собрала полный УСЗ ЦСКА. Организаторы приготовили подарки ветеранам. На площадку вышли знаменитые центровые: Владимир Ткаченко и Арвидас Сабонис. Поразил контраст во внешнем виде легендарнейших игроков. Миллионер Сабонис выглядел на Миллион, а Ткаченко выглядел старым больным человеком, о котором вспоминают только вот к таким событиям. Слезы досады заполнили глаза. Как-же мы быстро забываем своих кумиров! И если в сердцах болельщиков они еще живы, то в реестрах и всяких финансовых ведомостях, они уже умерли! А какие имена! Беловы, Кондрашин, Коркия, Лежава, Едешко, Алчячан, Круминьш…
Встретились в загородном ресторане. Камин и огромный аквариум располагали к неспешному поглощению пива и поеданию молочного поросенка. Собеседник поразил своей фактурой. Двухметровый гигант в полутороцентнеровой комплектации. Когда он протянул руку для приветствия, у меня мелькнула мысль, что с такой ладонью можно играть в большой теннис, причем без ракетки.
Первый кувшин.
Заказали молочного поросенка и пятнадцать литров пива (пять трехлитровых кувшинов).
Пиво в кружках.
- За знакомство!
- За Лучшую Игру на Планете Земля!
Выпили, порезали поросеночка, разложили по тарелкам.
- Предлагаю выпить за Джеймса Нейсмита!
- За прородителя прекраснейшей игры! – поддержал меня Андрей Альбертович.
- Вспомнить как все начиналось…Ничего ведь не предвещало такой истории!
- Угу, молодец, учитель физкультуры, сколько людей сделал счастливыми…
- А сколько – миллионерами!
Выпили пива, закурили
- Ну наши-то баскетболисты всё больше инвалидами становились, поэтому давай о них и вспомним, особенно о «столбах» хочется поговорить, - продолжил я.
- Конечно! Ведь эти люди выполняют самую трудную и черновую работу. Толкаться под щитом, ставить заслоны и получать по рукам и почкам, это не сахар. Конечно хороший центр – это большая редкость. Да и век их недолог и болячки у них серьезнее. Рост давит на ноги. Больные люди практически все. Поэтому о них в первую очередь! О Янисе Круминьше хочется вспомнить.
- Отлично! – произнес я, подливая пиво в кружки
- Так вот о Большом Яне:
Янис Круминьш. 1930-1994. Рост- 218 Вес-140кг. Трёхкратный серебряный олимпийский призёр\1956,1960,1964\.,Три раз подряд в составе СКА Рига завоёвывал Кубок Европейских Чемпионов.
Жил-был себе Большой Ян в латышском лесу, собирал смолу и мед. Шишки и грибы тоже собирал, но неохотно. Шишки были сосновые, а за грибами нагибаться надо было. Так как с натурпродуктом Большой Ян поступал правильно, а именно, - сдавал в заготконтору, то вырос он высоким и крепким. Так бы он прожил в прибалтийской тайге в самодельной обуви до самой смерти, да угораздило его в 24 года на велосипеде поехать за продуктами в Ригу, где из окна трамвая его увидал Александр Яковлевич Гомельский. Папа выскочил из трамвая, сунул в спицы колеса зонтик, порезал ножичком шины, и забрал Круминьша играть в баскетбол.
Враки, наверное..Про трамвай верю, он в Риге ещё с1882.года ходил, про ножичек тоже верю, Гомельский ростом невелик был, времена неспокойные, а вот откуда велосипед у Яна? Ну, да ладно.
Слепил Папа из лесного жителя хорошего центра, благо, - Янис трудолюбив и спокоен был, а физической силой природа его сполна оделила. Травм серьёзных он избежал, в истории всякие не влипал, и отыграл достойно, сколько смог. Вот только штрафные Круминьш так и не научился сверху бросать, - бросал от коленей снизу двумя руками, чем приводил публику, особенно на Западе, в совершенный восторг. Невоспитанные игроки капиталистических стран поначалу смеялись над Янисом, но, получив по рогам ветвями рук, - попритихли и зауважали даже.
Женился Ян Янович Круминьш на художнице Инессе, сам стал после ухода из Игры известным художником-чеканщиком, так вместе и работали. Ну и детишек троих начеканили межу делом, - двух сыновей и дочку. Прожил свою жизнь Большой Ян, как и играл, хорошо, спокойно и достойно
- За Круминьша!
- Поддерживаю!
- Андрей Альбертович, а как вы относитесь к тому, что раньше и на Кавказе знали, что такое баскетбол?
- Да…Занимались-же люди полезным делом. Один Васька – Чечен чего стОит!
- Вы про Ахтаева?
- Про него, про Ваську!
Увайс Ахтаев.1930-1978. Рост-236 см Вес-170-196 кг. Скиф Алма-Ата, Буревестник Алма-Ата. Увайс родился в Чечне, но в 1954 году вместе с родителями был депортирован в Казахстан. В отличие от Круминьша, молодой гигант сразу оказался на виду, - ясное дело, откуда в степи лес? Кусты только всякие. До 1956 года Ахтаев с удовольствием перебирал спортивные дисциплины, занимался борьбой, боксом (хотелось бы на Колю Валуева рядом с Увайсом на ринге посмотреть) , лёгкой атлетикой, - даже за сборную Казахстана диск на Спартакиаде метал. Там-то, во Львове, и решилась его судьба, Увайс заболел Игрой, и уже через год выходил на площадку за Алма-атинский Скиф.
Тихоней Вася, а иначе его уже никто и не называл, отнюдь не был, тренировался от вольного, выручали помимо роста, хорошая координация и пластика, полученные в других вида спорта. Да и чего уж было напрягаться, - снял мяч со своего кольца, сунул мелкому, и ленивой трусцой до кольца чужого, а там только передачу высокую выловить, и мячик в сачке, лимита времени на атаку тогда не было, и Вася по пути успевал побеседовать со зрителями, или рожу скорчить пострашнее, на что мастак он был. На тот момент, вообще, - кроме Ахтаева мяч сверху в кольцо никто не закладывал, если что…
С чувством юмора у Васи всё в полном порядке было. Мог с серьёзным лицом обещать судье посадить на кольцо, пока тот правила не выучит, и пробежки Васе свистеть не перестанет. Мог мяч к щиту повыше рукой одной прижать и глумиться над тщетно прыгающими за ним двухметровыми соперниками..Над тем же Круминьшем издевался: покажет движение на бросок со средней, - тот выпрыгнет, а Вася, не спеша, в два шага под кольцо, - распишитесь, ога…
Какая бы могла быть у Ахтаева карьера! Игроков с такими данными днём с огнём, но..невыездной. Ни в Питер, ни в Москву не брали, и в сборную тоже. Даже ЗМС Вася не получил. Но на матчи с Буревестником ни в одном городе билетов не найти было, - любил Васю народ…
Тут и болячки навалились. Доиграл Вася, что сил было, до 1959го. Женился, уехал в Грозный. Своих детей Аллах не дал, усыновленного ребёнка отобрали всё по тем же идеологическим мотивам, но жил Увайс в почёте и уважении, хотя и болел всё время. Добила чеченского великана и вовсе нелепица, - боясь наступить на котенка, сверзился с лестницы, сломал бедро. Так и не встал толком больше, как не лечили…
На этом первый кувшин опустел.
Огромная благодарность моему соавтору Андрею Альбертовичу Мужскому. Человеку и Великану!