Этот сайт сделан для настоящих падонков.
Те, кому не нравяцца слова ХУЙ и ПИЗДА, могут идти нахуй.
Остальные пруцца!

саян :: ПЮЮРА


«Готовила фрау по-немецки аккуратно
и по-сибирски основательно»
Евгений Городецкий «Академия Князева»



1

Бабка Авгу̀ста по-русски не говорила совершенно. Из всей толпы мелких пацанов и девчонок, захаживавших в гости к правнуку Я̀неку, понимал её только немец Валерка, да и то с пятого на десятое.
Высокая, крепкая старуха с суровым, костистым лицом и большими, натруженными руками. В свои восемьдесят с лишним лет, бабка Августа уверенно тянула хозяйство, немаленький огород и многочисленную родню.
Мелкая детвора боялась её до усрачки. Родилась бабка Августа в 1890-каком-то году и, как шёпотом пугали друг-друга пацаны и девчонки: «царя видела».
Родители Яна/Янека, тётя Марта и дядя Христиан, не в пример бабке Августе, людьми были необычайно душевными и добрыми. Дядя Христиан очень любил птиц. Для души, десятками, делал кормушки, которые потом вместе с детворой развешивал в парке, а для прибытку, по субботам, иногда  продавал скворечники на Слободском рынке.
Янек впервые прогремел в нашей школе ещё не начав учиться. Когда тетя Марта привела его записывать в первый класс – завуч схватилась за голову: прабабка по национальности финка, тётя Марта записана немкой, дядя Христиан эстонец. Не то, что это особо удивительно, учитывая, что только в моём классе учились: русские, украинцы, белорусы, два немца, прекрасная полячка Злата, кореец и два цыгана, но финны в родне ранее у учеников не встречались.
Учительница истории, перешедшая к нам из школы рабочей молодёжи и знавшая предмет строго в рамках, рекомендованных Министерством образования СССР, вопрос особо не прояснила.
Янека записали немцем, с перспективой зачисления, после начальных классов, в поток, изучающий немецкий язык.
Позже, ближе к старшим классам, занимаясь на кафедре биологии омского пединститута, в Научном обществе учащихся «Поиск», я впервые увидел научные работы по теме: «откуда в Омске взялось столько финнов».
Первыми из скандинавов заехали шведы. Петр I, душевный человек, отправил изрядное количество пленных за Урал, насладиться видами и помочь в освоении территорий. В Омске шведы работали на строительстве крепости. Были среди них финны, или нет (Финляндия входила в состав Швеции до 1809 года), доподлинно неизвестно.
Тем не менее к 1792 году, трудами командующего войсками Сибирских линий, генерала Густава Густавовича фон Штрандмана, на территории Омской крепости была построена лютеранская кирха. Кирха, как и будущая первая омская Соборная мечеть, была построена, в том числе, на пожертвования военнослужащих различных вероисповеданий.
История финских поселений в Сибири начинается в 1804 г., когда в 220 км к северо-западу от Омска была основана деревня Чухонская, позже получившая название колонии Рыжковой. Основателями ее были крепостные крестьяне, высланные из Итовской волости Ямбургского уезда Санкт-Петербургской губернии за неповиновение помещику, барону Унгерн-Штернбергу. (Что в принципе ожидаемо – Унгерны, по мужской линии, были отпиленные на всю башку. Барон Отто Рейнгольд, как раз, тогда подозревался в пиратстве и, в 1804, уехал в Сибирь, по обвинению в убийстве; а внучек его, Роман Фёдорович, даже на фоне своей отбитой семьи выделялся, прям, очень ярко: Забайкалью и Монголии, поди, до сих пор икается). В послании  императора Александра I Петербургскому гражданскому губернатору С. Кушникову от 3 октября 1803 г.: «Министр внутренних дел представил мне ваше последнее донесение о неповиновении крестьян Ямбургского уезда, принадлежащих барону Унгерн-Штернбергу. В страх другим и наказание ослушников повелеваю вам, избрав из деревень сих несколько семейств, коих наиболее оказали неповиновение или были тому начальным поводом, сослать в Сибирь на поселение».
Нет чётких данных, кем по национальности были сосланные крестьяне. Ряд источников указывает на эстонцев. Значительная часть исследователей указывает, что ссыльные ямбуржцы были не эстонцами, а корлаками-ижорцами и ингерманландскими финнами, которые близки по языку к ижорцам, но отличаются от них лютеранским вероисповеданием
Идейным же вдохновителем появления финнов в Сибири, пожалуй, стоит считать финляндского генерал-губернатора, генерала, Фаддея Федоровича Штейнгеля (в миру остзейский дворянин, граф Фабиан Готхард фон Штейнгель). С его подачи финский Сенат 20 июня 1818 года подал прошение на высочайшее имя, касаемо замены смертной казни мужчинам за тяжкие преступления ссылкой в Сибирь.
В начале 1820-х гг. группа протестантских пасторов (Иоганн Густав Лютер, Росини, Пундани и др.) обратились к царю Александру I с просьбой собрать
всех ссыльных лютеран – шведов, финнов, эстонцев, латышей и немцев в одном месте, чтобы приобщить их «к честной жизни». В 1845 г. по указу царя НиколаяI все ссыльные лютеранского происхождения должны были переселится в Рыжково и впредь селиться только в этой деревне, хотя до указа лютеране приписывались к Рыжковской колонии добровольно
Только через восемь лет, после прошения графа Штейнгеля,  21 апреля 1826 г., император Николай I Павлович, высочайше одобрил «Манифест о ссылке в сибирские губернии на работы в горные заводы финских преступников, подпавших по законам оного края к смертной казни, но от оной Всемилостивейше освобождено» и распоряжение финского генерал губернатора графа А.А.Закревского «Касательно осужденных к ссылке в сибирские губернии на работы в горные заводы финских преступников».
По законодательству Великого княжества Финляндского с 1826 г. ссылкой в Сибирь заменяют смертный приговор для преступников мужчин, а с 1847 г. подобная мера наказания вводится и для осужденных на смерть женщин. Высылкой в Сибирь с 1847 г. также заменяется приговор к тюремному заключению за бродяжничество.
Правда, публично покаявшиеся, в своих преступлениях, в Сибирь не отправлялись, отбывая каторгу в Финляндии. Я таких упоминаний не нашёл. Очевидно, каторжные работы, в той же крепости Свеаборг, или на строительстве Сайменского канала, были уж вовсе жутким местом.
К середине XIX века обстановка в Рыжково стала критической. Как позже писал финский пастор Йоханнес Гранё: «Это население, собранное из отбросов разных национальностей, принесло с собой в Рыжково много несчастья и бед. Хотя часть переселенцев подалась в другие места, число прибывших было столь велико, что луга и земли не могли их прокормить.  Смешение языков равным образом не служило поддержанию порядка».
Большой пожар 1846 года, уничтоживший значительную часть села, ситуацию ухудшил ещё больше.
Проблемы Рыжково послужили толчком к расселению финнов, эстонцев и латышей по Омской области. Ингермарландцы села Рыжково, с частью финнов и эстонцев переселились на север области, основав поселение Бугене (Фины - центр будущей Финской волости).
В 1859 году, пастор Фридрих Мейер, при поддержке Президента Евангелическо-Лютеранской генеральной консистории, барона Егора Федоровича Меендорфа, ходатайствует о выделении в Западной Сибири нового места для поселения ссыльных лютеран.
В 1861 г. на левом берегу реки Оми возникло четыре поселения. Эстонцы основали деревню Ревель, латыши –  Рига, шведы и финны из Финляндии –  Гельсингфорс, а ижорцы и финны из Ингерманландии – Нарва.
Пастор Эдуард Йоганзен, сменивший пастора Ф.Меёра, так пишет об этом:
«Я обратился к генерал-губернатору с просьбой о выдаче разрешения на переселение в Кронсланд (Kronsland). Он пошёл мне навстречу. С 15-ю лучшими, наиболее трудолюбивыми и главным образом финскими крестьянами я отправился в сопровождении исправника на речку Ом, впадающую около Омска в Иртыш. В 120-ти верстах от Омска находилась подходящая для осваивания земля, которую инспектор обмерил в моём присутствии: 25000 десятин размером, степь (чернозём) с рощами (берёзы и осины), а в середине большой заболоченный кусок размером в 8000 десятин. Это болото Шадрино нельзя было не принять во внимание. В бедные дождями сухие годы на этом болоте был неслыханный сенокос, а в дождливые летние сезоны великолепная трава для заготовки сена вырастала по всей степи. Здесь, на реке Ом, на участке в 9-10 км, я заложил четыре деревни – для латышских, эстонских, финских крестьян и четвертую для финских ссыльных. Официально эти деревни назывались Ревель (Reval), Рига (Riga), Нарва (Narva) и Геллингфорс (Hellingfors)».
Обратим пристальное внимание на зверства кровавого царского режима в отношении переселенцев. Для новой колонии было выделено около 250 квадратных километров!!! чернозёма и лесов (250 000 десятин) и более 80 квадратных километров (80 000 десятин) сенокосных угодий.
Изобилие выделяемой земли положило начало созданию нехарактерной для Сибири формы хозяйствования – хуторов. Вновь прибывшие, особенно латыши, эстонцы обращались в Переселенческие комитеты с разрешением на отведение земли для создания именно таких поседений.
В отчете о командировке в Сибирь летом 1899 г. старший помощник начальника отделения канцелярии Комитета министров Сосновский писал: «Поселки латышей, эстонцев и волынских немцев-колонистов резко отличаются как своим внешним видом, так и внутренним устройством от русских селений. Большинство поселков устроилось мызами и представляют собой группы хуторов, в которых вокруг усадьбы сосредотачиваются и все угодья данного домохозяина».
Прервёмся на минуту, для вдохновения организма. Вдохновение отмеряем согласно шкалы спецприбора.

2

Массовое переселение в Сибирь началось не со столыпинской аграрной реформы, как думают многие, а почти на пятнадцать лет раньше, с принятием в 1889 году Закона «О добровольном переселении сельских обывателей и мещан на казенные земли и о порядке перечисления лиц означенных сословий, переселившихся в прежнее время». До начала 1880-х гг., согласно ст. 946 «Уложения о наказаниях», в уголовном порядке преследовалось не только самовольное переселение, но даже и подготовка к нему. Миграция была, но, в строго определённые районы Российской империи. С 1861 года, по политическим и военным соображениям было разрешено переселение  в Амурский край и Приморскую область, с 1866 года – в Забайкальский край. С 1869 года, для переселения открыли Южное Приуралье, с 1871 года – Уфимскую волость.
Первая массовая волна переселенцев – это 1865 год. С целью обеспечения кабинетских горных заводов (т.е. принадлежащих лично императорской семье) дешевой рабочей силой были приняты особые правила переселения в Алтайский округ, позволявшие ускоренными темпами заселять плодородные земли. Отдача была потрясающей. Альфред Брем и Отто Финш, возглавляя в 1870е годы экспедицию Бременского географического общества в Западную Сибирь, отмечали в своих записках качество дешевизну и изобилие местных продуктов.
Главное в Законе 1889 года «О добровольном переселении…» - признание незаконных переселенцев и закрепление за ними занятых земель.
Несмотря на запрет, самовольное переселение было значительным. Как ни странно, значительная часть незаконных переселенцев были немцами выходцами из Волынской губернии, в основном из Новоградволынского и Житомирского уездов. В Сибири их называли «волынскими немцами». Уезжали в Сибирь от безземелия, от недостатка угодий. Таких самовольных переселенцев местные ехидно звали «самоходами».
Волынские немцы основали много деревень на севере Омской области, в Васюганском урмане. Самовольное переселение лишало новосёлов государственной поддержки в виде ссуд, что делало их жизнь на новом месте особенно тяжёлой. Но у такого переселения был несомненный плюс: до 1900 года, самовольный переселенец мог брать столько земли, сколько сможет обработать. Литковский переселенческий участок (по наименованию немецкой деревни Литковка, названной в часть графа Литке) был официально открыт для переселения только в 1900 году, через несколько лет после основания немецких посёлков. Новоприбывшим официальным переселенцам, в отличие от самоходов, землю нарезали по 15 десятин на каждого мужчину в семье платившего подати.
После неурожайных 1891-1892гг., из Самарской и Саратовской губерний в Сибирь переселяются  поволжские немцы. Селились они на юге области и селились столь массово, что к середине 90-х годов 19-го века, недалеко от Омска была создана Александровская волость, в которой были только немецкие поселения. После Бухарской волости, населенной выходцами из Средней Азии, и Финской волости, населенной финнами и прибалтами, Александровская стала третьим национальным районом.
На рубеже веков стали приезжать немцы-меннониты (голландские немцы) - бывшие жители Таврической и Херсонской губернии. Первые меннониты в Сибири появились на территории Омского и Тюкалинского уездов в самом конце 1890-х гг. - начале ХХ в. По своим религиозным воззрениям они делились на старо- и новоменнонитов (церковных и братских). Среди первых меннонитских поселений значится Чунаевка, основанная в 1900 году выходцами Молочанско-Риккенауской религиозной общины из Бердянского уезда Таврической губернии.
Меннониты были самыми богатыми переселенцам. В Гальбштадской колонии меннонитов, Таврической губернии, переселенцы в Сибирь получали по 400 рублей подъёмных на семью (плюс государственные выплаты переселенцам).
Такое обилие немецких переселенцев породило довольно комичную  ситуацию. Хотя хутора и деревни находились близко друг от друга, их жители практически не общались между собой. Преградой было разное вероисповедание. Жители деревни  Масляновки говорили на фризском диалекте, а Помогаевки - на швабском. Жители Масляновки общались с немцами из Смоляновки, где тоже проживали меннониты, а Помогаевки с населением Тавричанки, которые имели сходный диалект и религию.
В основанной меннонитами деревне Солнцевка (Тигервайде) до настоящего времени сохранился нижненемецкий диалект платтдойч или плотдич (Plautdietsch).
Прервёмся вторично для вдохноверия, уделив должное внимание закуске. Обратите внимание на размер груздей.

3

Процветанию новых поселений во многом способствовала начавшийся в Сибири бум производства сливочного масла. Буквально через несколько лет, у 1900-му году, в Омске было двадцать представительств иностранных фирм. Наиболее крупными были датские: «Сибирская компания», «Рандруп и Кº», «Лунд и Петерсон». В бутырском форштадте открылись торговые консульства Германии, Швеции, США, а Серен Рандруп представлял интересы Дании и Англии.
Датчане были наиболее активными скупщиками масла на экспорт. Выдавался товарный кредит оборудованием, расчёт за которое принимался маслом. Тема была сверхвыгодной. Прибыль экспортеров составляла 100-150%. Расфасованное в буковые бочки, масло, в специальных вагонах-ледниках, за двенадцать дней доезжало до Ревеля, откуда отправлялось морем в Данию. Там сибирское масло разбодяживалось датским и перепродавалось в Англию и Германию (читаем графа Игнатьева «Пятьдесят лет в строю»).
Производители тоже зарабатывали достойно. Внедрение сепараторов позволило снизить издержки: при ручном производстве пуд масла вырабатывался из 30 пудов молока, при машинном – из 20.  Всё возрастающий спрос на масло привёл к появлению маслоделательных артелей. Прибалтийское Рыжково, например, производило масло в кооперации с двумя соседними русскими деревнями.
Особо оголтелые иностранные скупщики не брезговали откровенным кидаловом. Тот же датский «Лунд и Петерсон», получив масло на свой омский склад и дождавшись разгрузки, легко мог поломать цену вниз, или занизить сорт масла. Везти другому скупщику было бесполезно. Барыжный сговор и вывезенное с лундтовских складов масло не брал никто.
Ответка не заставила себя долго ждать. Если вы думаете, что масло начали подделывать в 90-е, взгляните сюда.

4

«Коковар» - сливочное масло, разбавленное кокосовым. Продукт поименовали по названию маргарина «Коковар», выпускавшегося огромными партиями.

5

Кокосовое масло завозилось в империю через порт Виндава. Подделка настолько стремительно завоёвывала рынок, уже в 1909 году жители Иркутска возмущались появлением в продаже печенья, изготовленного вместо сливочного масла на коковаре.
Экспорт масла увеличивался многократно. В 1911 году генерал-губернатор Степного края Евгений Шмидт докладывал царю Николаю II: «Сибирское маслоделие дает золота вдвое больше, чем вся золотая промышленность».
Запрет на экспорт масла был введён в 1915 году.
Революция и последовавшая за ней Гражданская война, прибавили к населению области некоторое количество чехов, венгров и прочих румын… Колчаковцы, отступая, оставили в городе много раненых и больных тифом.
24 сентября 1924 года, постановлением Реввоенсовета, Бухарская, Финская, Александровская (немецкая) волости были упразднены.
Начавшаяся коллективизация учитывала местные реалии и проходила с некоторыми особенностями.
К 1936 г. в бывших лютеранских поселениях на территории Сибири было завершено создание национальных колхозов.
В Рыжкове с 1931 г. существовало два колхоза: латышский «Brīvajs Latvietis» и эстонский «Uus Elu», объединивший эстонцев и финнов. В деревне Фины и Илларионовка также было два национальных колхоза: финский «Авангард» и эстонский «Нацмен Дружба». В Ивановский и Староревельский сельский совет входили эстонский колхоз имени Карла Маркса, эстонские колхозы «III Интернационал» и «Новая Жизнь», эстонская сельскохозяйственная артель «Национал», латышская сельскохозяйственная артель «Эйхе», латышский колхоз «Arājs» и финский колхоз «Буденный» (финский колхоз «Буденный» - это…)
Интересным является тот факт, что первые колхозы немцы пытались создать по конфессиональному признаку: в колхоз принимали только единоверцев, все хозяйственные вопросы решали на молитвенных собраниях, во главе колхозов стояли лидеры религиозных общин. Это стало возможным потому, что советская власть поначалу относилась достаточно терпимо к немецким религиозным общинам и общины католиков, лютеран, баптистов и меннонитов долгое время действовали легально. Однако, к концу 1930-х гг.  их деятельность была запрещена.
Преподавание в национальных школах велось на латышском, немецком и эстонском языках.
Последняя волна переселенцев – это ссыльные поволжские немцы и «карельские» финны с территорий отошедших СССР после Зимней войны.
17 февраля 1992 года в Омской области был создан Азовский немецкой национальный район, практически преемник немецкой Александровской области.
Огромный пласт культуры, взаимное смешение и проникновение традиций, обычаев, кухонь. Немцы принесли в Сибирь гусеводство. Юг Западной Сибири и Северный Казахстан – стада гусей в сотни голов на личных подворьях. Появилось совершенно новое блюдо казахской кухни – бешбармак из гуся. Блюдо не праздничное, домашнее, несколько даже ироничное. В шутку, с намёком на казахский обычай «бас кыдырту», на блюдо с бешбармаком могут положить варёную гусиную голову. Немцы же, часто называют сметану (как и русские, украинцы, белорусы) тюркским словом каймак.
Представляю вашему благосклонному внимаю вкусное домашнее блюдо бабки Августы, именуемое ею «пююра».
Итак, действующие лица и исполнители:
- картошка;
- хрен свежий;
- каймак (нечто среднее между маслом и сметаной; сметаномасло их жирных, слегка кислых сливок).

6

Картошку отвариваем, добавляем тертый хрен, каймак. Тщательно разминаем в пюре. Хрена примерно столовую ложку на порцию. (Положите меньше, попробуйте в кастрюле, добавьте при необходимости).

7

8

Берем несколько кусков свинины. Куски, как положено в деревенской кухне, обязательно со шкурой и некоторым количеством сала.

9

Запекаем в духовке, в чугунной сковороде.
Достаём лук маринованный сутки в капустном рассоле. Изумительная закуска к мясу, которую рекомендую настоятельно!

10

Сервируем стол, наливаем водки, садимся кушать.

1

Простая, душевная, понятная домашняя еда. Картофельное пюре с кислинкой и сливочностью каймака, остротою хрена, вприкуску с маринованным луком, изумительно подходит к жирному мясу. Вместо свежих овощей лучше подать соления-квашения. Такое я готовлю часто, много, и рекомендую настоятельно.

За сим будьте счастливы! Люди, любящие выпить и закусить в дружеской компании, злыми не бывают!

САЯН
(c) udaff.com    источник: http://udaff.com/have_fun/fzr/142728.html