Мано Зиглер. "Лётчик-истребитель"
Мемуары офицера люфтваффе о достаточно интересном периоде становления реактивной авиации - испытании в 1944-45гг немецкого реактивного истребителя Ме-163. Но читать, ИМХО, стоит только если рьяно интересуешься темой, ибо содержание книги можно изложить в двух словах и прочтение многого не добавит.
Ме-163 начал проектироваться ещё до войны, но и к 44-му году представлял из себя сырой и весьма опасный для полётов материал. Двигатель часто глох, взрывоопасное топливо подтекало, закрылки заклинивали, при маневрировании легко терялось управление и т.п. В общем, боевой машиной назвать его было нельзя.
Ни о каких маневренных боях с поршневыми истребителями и речи не было. Боевые операции, анонсированные на обложке книги, представляли из себя атаки на американские бомберы, если те пролетали поблизости от аэродрома базирования Ме-163. Быстро взлетел (если не взорвался двигатель), дал очередь, если сильно повезло - попал (попробуй прицелься, когда твоя скорость в два раза выше, чем у объекта, а прицельная дальность стрельбы 600м максимум) и на посадку, т.к. двигатель уже сожрал топливо.
Садились, как правило, с пустыми баками, т.е. лишённые возможности использовать основной козырь реактивного самолёта - скорость. Америкосы быстро раскусили это дело и стали ловить Ме-163 на посадке. В общем, сильно сказано про боевые операции. Всего Ме-163 сбили около двух десятков бомбардировщиков. А в основном книга про испытательные полёты - бесконечные поломки, аварии и лётчиков-испытателей, отправляющихся стройными рядами в мир иной или в инвалидное кресло.
Вот собственно и всё. Прикололо, что немецкие офицеры обращаются друг к другу "сэр". Издержки перевода, хуле.
Гельмут Липферт. "Дневник гауптмана люфтваффе"
Хотя никакой это не дневник, а полноценные мемуары.
Липферт служил в знаменитой 52-й истребительной эскадре. В той же самой, что и Баркхорн с Хартманом, сбившие более 300 самолетов каждый. Воевать начал в конце 42-го под Сталинградом, закончил - в апреле 45-го. 687 боевых вылетов 203 победы и, кроме того, с десяток неподтверждённых.
Кстати насчёт пресловутой немецкой системы учета побед. Распространено мнение, типа, сбитый самолет фиксировался по кадрам, заснятым фотопулемётом. Так вот у Липферта даже слова такого "фотопулемёт" не употребляется. Никто на эти фотокарточки нихуя не смотрел. Самолет засчитывался как сбитый, только если кто-то из группы или на крайняк с земли видел, как противник упал на землю и подтверждал это. Нет свидетелей - нет победы.
На всё это критически настроенные граждане говорят, что немцы, брехуны такие, подтверждали друг другу победы, которых не было. То есть заведомо пиздЕли. Вы себе представляете такую ситуацию? То есть коллективный сговор врущего стада сивых меринов. Попробуйте организовать такое стадо. Ну, может один и согласится (хотя что ему за профит от этого?), а другой скорее всего в ебало плюнет, скажет: "Да пошел ты на хуй". Кто как, а лично я не представляю себе такой ситуации. Пропагандисты могут пиздЕть что угодно и как угодно манипулировать цифрами, а в лётной книжке сбитый самолет с бухты барахты не фиксировался. Прежде всего - кто может подтвердить, при каких обстоятельствах и т.д., вплоть до того - колом к земле пошёл сбитый самолет или кружился как осенний лист.
Лётная книжка Липферта сохранилась. Кто-нибудь где-нибудь слышал утверждение, что Липферт - пиздабол? Нет. А кто у нас пиздаболы? Известно кто - Хартман и Рудель. Лётная книжка Руделя канула в небытие, а карьера Хартмана была зафиксирована в двух книжках. Вторая пропала. В результате вот тебе, Хартман, не 352, а 150 побед.
Липферт описывает эпизод, когда сбитый им самолет благополучно совершил аварийную посадку. Настырный немец вернулся туда на другой день, расстрелял стоящий на земле самолет, поджег его и только после этого заявил о своей победе.
Ещё аргумент - почему столь выдающиеся результаты на Восточном фронте и такие скромные на Западном? На востоке численность вылетавших на задание русских и немецких авиагрупп была более-менее сопоставимой. Подавляющее численное превосходство у СССР появилось только в 1944-м. На западе же авианалёты на Германию совершали крупные (100-1000) группы бомбардировщиков, которые и сами неплохо оборонялись, да ещё и при поддержке истребителей. При десятикратном превосходстве противника, каким асом не будь, собьешь в момент первого контакта максимум пару бомберов (а если тебя выпасут заранее, то вообще хуй кого собьешь). Потом либо съёбываться, либо собьют тебя. Липферт мысленно попрощался с жизнью, когда ему сообщили о переводе на Западный фронт. Шансы выжить при тамошней расстановке сил были минимальны. Приказа о переводе, правда, не последовало, но с амерканскими стратегическими бомбардировщиками пришлось столкнуться в небе над Румынией. Липферту удалось завалить пару бомберов, но эти атаки он считал самоубийственными.
Смотрим цифры:
И.Кожедуб - 330 боевых вылетов, 120 боёв, 62 зачтенные победы (20 - незачтенных)
Э.Хартман - 1425 боевых вылетов, около 800 боёв, 352 зачтённые победы
Т.е. у Кожедуба 1 победа на 1,9 боя, у Хартмана 1 победа на 2,3 боя. В принципе, относительные показатели результативности одинаковые. А разница в абсолюте - кто больше воюет, тот больше и сбивает. И совсем не значит, что если сбил меньше, то и мастерства меньше.
Достаточно лирики. О собственно книге. Во-первых, качественный перевод. Режущие глаз "взрывающиеся капоты" отсутствуют. Возможно спец, типа АТВ, и увидит косяки, я не увидел. Во-вторых, очень подробное описание боёв. Вплоть до положения створок радиатора и конденсационных следов от крыльев. Нет описания по типу "Я выстрелил - он взорвался". В-третьих, абсолютное отсутствие политики, пропаганды и прочей хери. Отсутствуют даже привычный термин "азиатские орды" (это они так о нас). Русских иначе как "товарищами" и "приятелями" Липферт не называет. Причем безо всякой иронии. Показательно его мнение о русских пилотах:
"Утверждение, что русские были плохими лётчиками, ложное. ...новички среди немецких лётчиков-истребителей были столь же неуклюжи в воздухе, как и русские новички. ...Русские, которые разрешали вовлекать себя в подобные эксперименты (воздушную дуэль двух истребителей), были "экспертами" и великолепно владели своими машинами. Единственным результатом таких 45-минутных боёв были два пилота, летевшие домой с трясущимися коленями и в пропитанной потом одежде".
Липферт (в отличие от Хартмана) был сторонником маневренного боя ("карусели") и при любом удобном случае навязывал его противнику. Часто бывало, что ведущие звена сцеплялись друг с другом, а ведомые, получив соответствующий приказ, мирно кружили над ними.
Когда я учился в школе, приходил к нам ветеран, летавший на ИЛ-2, и рассказал позабавивший нас эпизод (хотя это происходило часто). Летит на задание группа ИЛов в сопровождении истребителей. Навстречу такая же группа "юнкерсов" с эскортом. И спокойно пролетают мимо друг друга. Каждый идёт к своей цели. Через некоторое время летят обратно и снова без столкновения - горючее и боеприпасы уже на исходе, не до боя. Липферт тоже описывает подобное. Правда, на обратном пути "штуки" всё-таки спикировали на ИЛы, причём безо всяких провокаций со стороны последних. В том бою Липферт сбил ИЛ-2, а потом был сбит сам.
Всего за время войны Липферта сбивали раз 15. Однако он ни разу не воспользовался парашютом, ни разу не приземлился на вражеской территории и ни разу не был ранен. Везение на грани с фантастикой.
В общем, книга весьма достойная. Интересующимся читать обязательно.
Дополнительно прочитать о Липферте можно
тут
Хайнц Кноке. "Я летал для фюрера"
Пока Липферт гонялся за ЯКами и ЛАГГами на Восточном фронте, Кноке совершал те самые самоубийственные атаки на англо-американские бомберы. Успел повоевать и в СССР с 22 июня по 2 июля 1941 года. Правда, за это время советских самолётов в воздухе не встретил, а атаковал на своем мессере исключительно наземные цели. Русских почему-то обзывает "грязными иванами". Чего они ему сделали? Казёл. Кстате, вот он
Книга по форме как раз именно дневник. И впечатление такое, что Кноке очень торопился её написать. Всё как-то бегом, быстрее, быстрее... Но впечатление, тем не менее, оставляет. Впечатление мрачное и безысходное. Стайки мосек-мессеров максимальной численностью 40 самолётов атакуют стада бизонов - летающих крепостей, прекрасно понимая, в принципе, что их атаки особой погоды не делают. Какая хуй разница - 300 бомберов отработают по Гамбургу или 290?
"На высоте 8000м над озером Дюммерзее мы увидели врага. Картина, представшая перед нами, без преувеличения внушала благоговейный трепет - около 1000 тяжёлых бомбардировщиков, направляющихся на восток в сопровождении мощного эскорта истребителей. До сих пор я никогда не видел такой могучей воздушной армады. Они явно шли на Берлин. У нас 40 самолётов. Но даже если бы нас было двое, мы должны были бы вступить в бой".
"Мессера" частенько теряли до половины своей группы при таких перехватах. С середины книги я перестал считать, сколько раз Кноке был сбит. И с парашютом выбрасывался (в т.ч. в море) и удачно садился, и неудачно втыкался в землю, куча ранений. Короче к концу войны он стал инвалидом, по которому плакал сумасшедший дом (неоднократные травмы черепа).
Из интересных эпизодов, пожалуй, только один. Во время боя американский "тандерболт" сбивает самолёт Кноке. Уже на горящей машине Кноке ухитряется этот "тандерболт" сбить. Американец выпрыгнул с парашютом, а Кноке совершил свою самую жёсткую посадку. Потом, на земле, они с американцем, в ожидании немецкого патруля, мирно курили, обсуждали прошедший бой и показывали друг другу семейные фотографии.
В общем можно почитать, если интересно, как шла воздушная война на Западном фронте.