Будучи в далеких от дома местах, обладая достаточным количеством свободного времени всегда решил предаться любимому занятию, то бишь чтению. Помимо «Дня Муравья» Вебера, «Москва Ква-Ква» Аксенова, «Дневника» Паланика, сборника «Фантастика-2006», «Целителя» Филипса, «Смерти Ахилесса» Акунина и недавно опубликованного Евангелия от Иуды я за эти дни прочел еще и раскрученную ныне книжку «Духless» Сергея Минаева. Книгу (как и большую часть остальных) взял почитать у одного из товарищей.
Книжка – посредственная. Не скажу что прям уж бездарная, но посредственная и до боли вторичная (точнее третичная, четвртичная и так далее). Однако определенная знаковость в ней присутствует. И знаковость эта заключается вовсе не в воспевании Антигламура (типа «Ой, я вся такая была на антигламурной вечеринке, там были все-все наши… ой-ой Сууупер, ваааще ништяк…. Но ди джей все равно лажал, а Мартини, ты представляешь подавали без маслин! Больше в этот клуб не пойду»). Нет. Раскрутка этого самого антигламура – дело сугубо гламурное (Word не знает слова Гламур! Гы-гы ) и модное.
Знаковость в том, что подобных книг я читал достаточно много. То есть с первых глав для меня было очевидно о чем эта книга, как будет развиваться сюжет и что будет в конце. О чем? О том как одного самого обыкновенного менеджера-клерка все достало и как он осмелился рассказать свою исповедь и «Показать им всем гадам какие они козлы и мудаки!». Как развивается сюжет? Неприкаянный он мечется между лицемерной работой и клубной наркоманией, причем первая не приносит удовлетворения, а вторая радости. И все ищет, ищет что-то Чистое, Вечное, Красивое, а мир все равно дерьмо, и один ОН еще способен страдать и что-то чувствовать. Что в конце? Мир так и оказывается дерьмом, а клерк так ничего никому и не доказал. И пустота. И ницшеанская или там экзистенциальная пропасть. И в этой пустоте он, неприкаянный и не понятый.
Но по прочтении этой самой книженции меня вдруг осенило. Ба! Да это же целый жанр! Я читал, видел фильмы и даже слышал песни написанные О ТОМ ЖЕ САМОМ вплоть до мельчайших деталей. Что это? Совпадение? Нет, слишком много совпадений. Тенденция? Уже ближе. Сложившийся жанр, со своими канонами? В точку!
Недолго думая над названием, обозвал этот самый жанр Ребелклерк. От англицких слов Бунтарь и Клерк. То бишь книга, о псевдобунте менеджера среднего звена и о том какой же мир дерьмовый, не смотря на кокаин, экстази, дорогие машины и костюмы от Армани.
Думаете я обманываю вас говоря о целом жанре? Вовсе нет! Примеров тока я прочел целую уйму! Классика и зачинатель традиции это конечно «Американский психопат» Брета Истона Эллиса. Самое яркое воплощение в 90-х годах «Бойцовский клуб» Чака Паланника. Ребелклерк по-европейски – «99 франков» Фредерика Бегбедера. Самое яркое русское произведение в этом жанре – «Generation Пи» Виктора Пелевина. Женский вариант Ребелклерка раскрученное «Casual» Оксаны Робски (тут правда вкрадывается отступление от канонов жанра в виде счастливого финала…. Женский роман все ж-таки, домохозяйки расстроились бы не обнаружив в конце книги хеппиэнда). Сюда же попадают и «Деньги» Мартина Эмиса и «Рабы Майкрософта» Дугласа Коупленда и доморощенное «Духless». У жанра есть даже музыкальное воплощение (песенка «Менеджер» группы Ленинград), не говоря уже о многочисленных фильмах.
Уверен и у японцев должно быть что-то подобное. Хотя мое знакомство с японскими авторами ограничивается Харуки Мураками и Кобо Абэ (поэзия не в счет) и лично я книг в подобном жанре у японцев не читал.
Герой, списанный с себя любимого, всегда предстает этаким сплавом Победителя (всего добился, а счастье где оно?), Ничтожества (чего стоят хотя бы их манера переделывать названия корпораций в которых работали в реальной жизни меняю одну букву типа «Манон» или «Нандюэль», дабы не затаскали по судам) и Человека-из-Толпы (их истории всегда типичны, мысли скудны и серы).
Ребелклерк жанр достаточно убогий. Чего стоит только сам по себе подход – «Все уроды и твари, один я в белом и СТРАДАЮ». Автор работающий тока в этом жанре моральный и духовный инвалид , как Бегбедер например. О чем бы он не писал все выходит одинаково. Те же Пелевин или скажем Паланик создали много иных самобытных и порою куда более интересных произведений. А удел всяких робски и минаевых снова и снова описывать одну и ту же мутотень.
Мне самому куда ближе подход жизнеутверждающего норвежца Эрленда Лу или скажем тонкая ирония фильма «Клерки», которые раскрывают в сущности ту же проблему. Но то лишь мое мнение, а жанр есть. И жанр востребован, как показывает практика.
Отличительные признаки жанра примерно следующие.
Главный герой - менеджер среднего или высшего звена в крупной корпорации.
Главный герой сознательно (реже неосознано) НЕНАВИДИТ лютой ненавистью свою работу, своих коллег, своих начальников, своих друзей, свою жизнь и мир в целом. Особый пункт его ненависти капиталистическое общество, общество потребления и рыночные отношения.
Не смотря на все вышесказанное герой законченный Вещист. Очень значительную часть текста в любом Ребелклерковском произведении составляют длиннющие описания названий духов, дорогой одежды, клубов, машин и прочего, прочего, прочего.
Главный герой наркоманит или пьет по черному (реже явялется психически нездоровым). Впрочем ни кокаин, ни мухоморы, ни водка не приносят ему радости.
Главный герой решается на некий бунт против "всех этих уродов". Форма бунта может быть различной. От относительно безобидного (раскрасить стены туалета в своем офисе кровавыми надписями "свиньи") до жуткого (убийства девушек-проститукок, попытка радикально перевернуть все общества, посредством нескольких точечных террактов).
Главный герой не просто противостоит говномассе. Автор ЛЮБИТ своего героя. Всячески дает понять, что ОН еще не вконец "обрыночился", что он то умный, чистый, красивый, умытый, мечущийся и страдающий. Просто общество вокруг засасывает всех и таких гениев и ангелов как он тоже. То есть "все мудаки - один я в белом".
Ребелклерк показывает изнанку т. н. "богатой и счастливой" жизни. Дает понять, что счастье не в деньгах вовсе (кто бы мог подумать!). Для ребелклерковской аудитории узнать что счастье не в деньгах, это всегда должно быть большое открытие. Правда в чем же счастье понять автор не дает. Отсюда восьмой пункт.
Счастья нет. Любви нет. Добра нет. Выхода тоже нет. Дальше будет только хуже везде всегда и всюду. Всепоглащающая пропасть без дна и начала. Вот таким примерно выглядит типичный финал ребелклерковской книги. После него остается такое ощущение, что тебе в душу чуток насрали. Гаденько так плюнули. Плюнули и ушли, оставив читателя наедине с желанием вымыть из себя всю эту мелкотравчатую грязь "великих откровений исповеди менеджера"
Вот такие вот рассуждения. Собственно вопрос. Согласны ли вы с тем, что подобный жанр существует? Слышали ли вы что-нибудь о его «официальном», общепризнанном названии? Какие книги, фильмы, песни вы можете привезти в пример еще? Вот это мне бы и хотелось выяснить.