Купил из уважения к Симмонсу. Как же: знаменитый писатель-фантаст написал исторический роман, а от автора тетралогии «Песни Гипериона» не ждёшь плохих книг. Не разочаровался! Рекомендую почитателям творчества Германа Мелвилла и Джозефа Конрада, всем, кто зачитывался Джеком Лондоном, всем читавшим Владимира Санина и (может есть такие на сайте?) Юрия Рытхеу.
Школота и прочая тупорогая ёбань может далее не читать, а сразу идти нахуй, т.к. ниже, во множестве, умные слова и фамилии, часто иностранные.
Итак, 1845 год, эпоха великих географических открытий. В поисках короткого пути из Европы в Азию, Британское Адмиралтейство отправляет экспедицию для исследования Северо-Западного прохода вокруг канадского сектора Арктики. Командиром экспедиции назначен английский мореплаватель, известный исследователь Арктики, сэр Джон Франклин.
Снаряжаясь в экспедицию англичане подковались на все четыре копыта. Суда экспедиции «Террор» и «Эребус» являли собой воплощение инженерных новинок первой половины 19-го века: укреплённые корпуса, паровые локомотивные двигатели, винты и рули убирающиеся в специальные металлические ниши для зашиты от повреждений, паровое отопление помещений для удобства экипажа.
Со жратвой тоже не мелочились – провиантом запаслись на три года. Помимо банальной солонины, муки и галет, было взято 8000 банок консервов, которые к тому времени уже не являлись непонятной новинкой как в эпоху наполеоновских войн. В качестве противоцинготного средства запасли четыре тонны витамина С (лимонного сока). А для души – вискаря и библиотеку из 1200 книг.
В общем, как говаривал Давыдову в «Поднятой целине» кузнец Шалый: «Всурьёз собирались Рваные щупать советскую власть…»
Т
ронулись, благословясь. Отплыли… И сгинули в Арктике. Страшно сгинули, затёртые на несколько лед полярными льдами у острова короля Вильгельма. То, что удалось восстановить за 150 лет поисков пропавшей экспедиции рисует картины воистину жуткие: смерть от непонятных болезней, испорченные продукты, голод, каннибализм и понимание того, что «мы все умрём!»
Симмонсу удалось передать в свой книге этот апофеоз отчаяния и безысходности. Атмосферно, мрачно, ледяной холод, мрак, и ужас обволакивающий рассудок. Это не белый человек Джека Лондона героически противостоящий белому безмолвию. Не герои Санина, не смотря на трудности ПОКОРЯЮЩИЕ Арктику и Антарктиду. Здесь другое: «мы все здесь умрём и не важно когда и как, главное: сделать выбор – умереть человеком, или сдохнуть животным» .
Надобно сказать, что Британское Адмиралтейство всегда отличалось непонятным мне своеобразным юмором. Уж что там лорд-адмиралам из Индии привозили покурить я не знаю, но как отнестись к тому, что экспедиционные суда носили имена «Террор» - «Ужас» и «Эребус» - «Вечный мрак»? Как повышать моральный дух личного состава? Куда, сука, смотрели замполиты из Главного политического управления? (Шутка-шуткой, но слова незабвенного Христофора Бонифатьевича про обзывания кораблей и комфортное плавание тут прямо в тему. Как назвали – так и сплавали. Ледяной мрак полярной ночи и ужас нескольких зимовок. Мистика совершеннейшая!)